Международный центр по урегулированию инвестиционных споров выступает самостоятельной структурой межконтинентального уровня. Непосредственно в его приоритетах деятельности находится процедура урегулирования вопросов в области инвестиций между частным инвестором иностранного государства и правительством той или иной страны. Данная служба включена в класс учреждений мирового банка.
Структура
Рассматриваемый центр состоит, прежде всего, из секретариата, а также из административного совета. В последний входит по одному представителю от каждой страны, которая ратифицировала договорное соглашение по поводу вступления в МЦУИС. Секретариат такой организации состоит, как правило, из генерального секретаря, а также из его заместителей и штатного персонала. Далее поговорим о том, чем данный центр занимается и каково его основное назначение.
Функциональные обязанности секретариата
Международный центр по урегулированию инвестиционных споров обладает следующими функциями:
- Осуществление содействия в создании арбитражного комитета и трибунала, а вместе с тем и примирительной комиссии.
- Производство обеспечения поддержки для организаций, процессов проведения, инициирования, а также слушаний.
- Ведение перечня примирителей и арбитров.
- Обеспечение деятельности административного совета.
Любые затраты, имеющие административный характер, финансируются за счет бюджета Мирового банка.
Принцип работы МЦУИС
В основе деятельности МЦУИС, или Международного центра по урегулированию инвестиционных споров, лежит Конвенция, направленная на урегулирование споров в области капиталовложений. Согласно этому документу имеется две методики разрешения инвестиционного разногласия: примирение сторон и арбитражное производство.
Обслуживание частных иностранных инвесторов, равно как и отдельных правительств считается платным и добровольным. Генеральный секретарь имеет право определить размеры вознаграждения. На сегодняшний день во многих договорных бумагах, заключающихся в сфере трансграничного капиталовложения, в обязательном порядке приводят ссылку на МЦУИС как на арбитра, если возникнет вдруг любого рода разногласие в плане инвестиций.
Чем занимается этот центр?
Международный центр по урегулированию инвестиционных споров занимается процедурой урегулирования таких спорных вопросов:
- Инвестиционное разногласие, касающееся, к примеру, возмещения денежной потери в случае вооруженного конфликта, соблюдения условий и порядка выплаты компенсаций на фоне национализации.
- Решение хозяйственных и имущественных споров (к примеру, между участниками компании с иностранным капиталовложением и физлицами или предприятиями иного государства).
- Разногласие в сфере инвестиций между правительственными учреждениями определенного государства и инвесторами.
После процедуры регистрации письменных просьб о желании арбитражную процедуру возбудить в самый кратчайший срок формируется специальный суд, который состоит из нечетного количества арбитров, назначающихся по согласованию сторон. Теперь узнаем о главных направлениях деятельности.
Основные задачи
Цели рассматриваемый центр по урегулированию инвестиционных споров преследует такие:
- Проведение обеспечения надлежащего условия для организации примирительных или арбитражных переговоров между инвесторами различных государств и конкретным правительством.
- Осуществление устранения внеэкономического препятствия на пути частного капиталовложения.
- Предоставление рекомендации и публикации трудов по законодательству об иностранном капиталовложении.
Наднациональный арбитраж МЦУИС на сегодняшний день стал весьма важным и, можно сказать, автономным институтом, за счет которого в наши дни создается база международного самостоятельного права.
С чего начинается урегулирование спорных ситуаций?
Любая договаривающаяся страна или юридическое либо физлицо, которое находится на стороне государства, желающее запустить арбитражную процедуру, как правило, обращается об этом с письменной просьбой к генеральному секретарю МЦУИС - Международного центра по урегулированию инвестиционных споров. Он направляет копию заявки противоположному оппоненту.
Правила обращения и порядок рассмотрения
МЦУИС сторонам предлагает в настоящее время весьма эффективные средства по урегулированию споров, которые способны возникнуть в процессе трансграничного инвестирования, что делает международные финансовые манипуляции более предсказуемыми и безопасными. Процессуальный регламент Центра для примирения и арбитража наиболее часто используют в международном споре по инвестиционным договорам. Он включен большинством стран в инвестиционные соглашения.
Поправка к правилам (предоставленная в 2018 году) МЦУИС выступает наиболее значимым дополнением за последние пятьдесят лет. Как отмечается, разработка нового регламента проводилась при сотрудничестве с правительствами, общественностью и частным сектором. В правила обращения и порядок рассмотрения дел были внесены следующие изменения:
- Сокращено время со стоимостью арбитража. Отныне действует преимущественно электронная документация. Введены новые сроки для разных процедурных этапов и предлагаются дополнительные ускоренные арбитражные процессы.
- Судебная практика является прозрачной, публикуются те или иные арбитражные решения с постановлениями и определениями.
- На сегодняшний день действует улучшенная практика раскрытия сведений о потенциальном конфликте интересов арбитров.
- Спорящие стороны обязаны декларировать процедуру финансирования, как только дело является зарегистрированным. Арбитры обязаны раскрывать всевозможные связи с источниками денежного обеспечения.
Процедурные правила
Конвенцией рассматривается два основных пути по решению споров: арбитражное производство и примирение сторон. Согласно этому имеются процедурные правила для запуска дела, для слушания по вопросам примирения и осуществления арбитража. Стоит отметить, что обслуживание сторон в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров является платным и добровольным. Размер оплаты утверждает генеральный секретарь. В настоящее время во многих соглашениях, которые заключаются в области трансграничного инвестирования, приводят ссылку на МЦУИС как на арбитра при условии возникновения инвестиционного спора.
В том случае, если обе стороны выражают свое согласие на разрешение спора согласно конвенции, ни одна из них отменить его в одностороннем порядке не сможет. Причем согласие на арбитраж на основании имеющейся Конвенции полностью исключает любые альтернативные средства правовой защиты. Договаривающаяся страна может требовать, чтобы прежде были полностью исчерпаны любые административные внутригосударственные и судебные инструменты защиты.
Роль суда
Арбитражный суд, как правило, формируется в кратчайшие сроки после регистрации просьбы. Этот орган состоит обычно из одного арбитра или любого нечетного количества таких лиц, которые назначаются по согласованию обеих сторон. В том случае, если они по каким-то причинам не договорились о порядке их назначения, суд формируют в составе трех арбитров. При этом по одному из них назначает каждый из участников, а третий, который выступает председателем суда, определяется на основании коллективного соглашения.
Большинство из них должны являться гражданами других незаинтересованных государств (нежели договаривающаяся страна). На фоне этого, однако, данное положение не применяют в случаях, когда единственный арбитр или любой другой член суда назначается по согласию оппонентов.
Судом разрешается спор в соответствии с нормативами права. В случае отсутствия соглашения судом используется дополнительная возможность поддержки договаривающегося государства, которое является стороной в споре (включая его регламент коллизионного права), и такие варианты международного права, которые можно применить. Судом решается вопрос большинством голосов всех имеющихся членов.
Арбитражное решение составляют исключительно в письменной форме, оно, как правило, подписывается голосовавшими за него членами процесса. Оно должно иметь отношение ко всем вопросам, переданным на судебное рассмотрение, и содержать соображение, на котором оно основано.
Вашингтонская конвенция
Вашингтонская конвенция об урегулировании инвестиционных споров была разработана под надзором Международного банка развития и реконструкции (МБРР). На ее основе был учрежден Международный центр по инвестиционным спорам, в компетенцию которого включается разрешение конфликтов в области финансовой деятельности.
Сам по себе фактор участия в Конвенции государства вовсе не означает его автоматическое согласие на разрешение международных инвестиционных споров на основе положения Конвенции. Условием осуществления примирительной процедуры, равно как и арбитражного разбирательства, считается наличие письменного согласия на это от несогласных друг с другом сторон. Конвенция регламентирует порядок разрешения инвестиционных споров как арбитражной и примирительной процедуры.
Согласно Вашингтонской конвенции государства-участники принимают на себя обязательство по признанию и обеспечению исполнения арбитражного решения, вынесенного в соответствии с Конвенцией. Непосредственно в Вашингтонской конвенции принимает участие более ста различных государств, Россия подписала в 1992 году, но не ратифицировала ее.
Заключение
Прямой арбитраж между государством и инвестором является предметом спора на протяжении многих лет. Традиционно инвестиционный спор урегулировался в процессе переговоров между странами, порой в ходе судебного межгосударственного разбирательства. Стоит отметить, что страны Латинской Америки никакого иностранного арбитража не признавали над актами суверенного правительства. Западные страны иным поведением также не отличались. К примеру, их правительства почти никогда не соглашались направлять концессионное соглашение на освоение минеральных ресурсов в адрес международного арбитража.
Чрезмерно односторонняя трактовка национального суверенитета в значительной степени утратила силу в последние два десятилетия за счет деятельности Международного центра по урегулированию инвестиционных споров. Он подготовил правовую основу (и вместе с тем подтвердил политическую приемлемость) представлений об инвестиционных спорах в рамках рассмотрения специально разработанного арбитражного международного учреждения с конкретным регламентом процедуры.
Стоит отметить, что в целом МЦУИС наряду с прочими международными арбитражами, как правило, вносит заметный вклад в мирное урегулирование инвестиционных споров, а кроме того, достаточно эффективно способствует прогрессивному развитию межконтинентальной отрасли инвестиционного права.