Понятие философии зародилось в античный период и включало теоретическое и обобщенное видение мира древнегреческими учеными. В отличие от религиозного мышления, характерного для периода древности и средневековья, для данной науки характерна рациональность познания, опора на практические знания и достаточно точная научная оценка. Философское мировоззрение, которое в античный период охватывало также математику, астрономию и астрологию, понятия из области физики и химии, являлось взглядом одного человека или учителя и его последователей на окружающую действительность.
Поэтому понятие философии представляло собой совокупность различных фундаментальных идей о мире и человеке, а также о взаимоотношениях общества и природы. Подобные взгляды позволяют людям хорошо ориентироваться в окружающей действительности, мотивировать собственные поступки, воспринимать реальные события и при этом руководствоваться краеугольными ценностями, характерными для конкретной цивилизации.
Общество: Понятие общества в философии является важнейшей составляющей частью данной науки, поскольку жизнь каждого человека невозможно рассматривать в отрыве от социума. Античные ученые в этой связи рассматривали «общность» в качестве союза и сотрудничества людей, объединяющихся в группу сознательно и на добровольной основе. Так, Аристотель называл каждого индивидуума «политическим животным», вынужденным взаимодействовать с государством, где отношения строятся по принципу господства и подчинения. А Платон являлся первым философом, заложившим тенденцию для тоталитарной трактовки любого общественного устройства, в котором роль отдельно взятого человека остается минимальной.
Другие понятия: Основные понятия философии включают категорию «картина мира», границы и возможности человеческого познания, а также другие вопросы. Еще в античный период древние ученые особое внимание уделяли онтологии, которая может рассматриваться в качестве отдельного учения о бытии. Данное понятие философии в разных школах имело свою трактовку, в одних учениях его положения базировались на божественном вмешательстве, а другие ученые выдвигали материалистические идеи. Проблемы бытия, образ сущего и смысл существования мира обсуждали еще древние греки, и каждый из них стремился подыскать доказательную базу для собственной точки зрения.
Аристотель занимался проблемой появления человека, искал проявление божественного разума и доказательства вмешательства высших сил в существующую действительность, он относил вопрос создания мира к метафизике. Онтологический аспект философии изучали и философы Нового времени, однако, вопрос о смысле бытия рассматривался уже в отрыве от античных учений, причем представители большинства школ в XVIII-XIX исключали возможность вмешательства потусторонних сил в события, происходящие на Земле.
В XIX веке понятие философии все больше концентрировалось на антропологии, поскольку данная категория в то время еще не являлась отдельной наукой. Этот аспект формировался за счет изучения особенных характеристик бытия человека со своими потребностями, которые нуждаются в удовлетворении. Чтобы получить желаемое, индивидуум вынужден развивать собственные способности, позволяющие ему уверенно продвигаться к намеченной цели.
А немецкий ученый Р. Лотце, живший в XIX столетии, среди существующей реальности выделяет в отдельную категорию человеческие наклонности. На первый план он ставит соотношение нравственно-религиозных и вещественных ценностей, научных знаний и богатства. От данных критериев зависят убеждения и поведение каждого отдельного взятого человека, который ищет свои жизненные цели и сам склоняется в сторону духовного или материального мира.