Психологические границы личности определяют наше отличие от других людей. В процессе развития, взросления человека в эмоциональном и физическом плане в каждом из нас формируется набор определенных качеств, которые, как элементы мозаики, составляют общую картинку, называемую человеческой индивидуальностью.
Эти границы определяются целями, желаниями и интересами человека и основаны на системе его ценностей.
Кто ты в этом мире? Как ты относишься к себе? Как другие относятся к тебе? Какие твои цели? Знаешь ли ты путь к их достижению? Когда у индивида есть ответы на эти вопросы, он приходит к полному осознанию себя, значит, его границы сформированы верно. Это высшая степень развития человеческой личности.
Ребенок не мыслит себя без мамы и не имеет психического различия с ней. Взрослый человек самостоятелен и самодостаточен. Ему не нужна мать, чтобы чувствовать себя под защитой, и он совершенно иная личность.
Помехи и польза
Удовлетворяя потребности, индивиду приходится взаимодействовать с окружающей действительностью. В этом мире есть те люди, ситуации или вещи, которые нам полезны, но встречаются и камни преткновения: всегда есть то, что мешает или отравляет наше существование. При этом стоит заметить, что человек добрый и полный любви не испытывает дискомфорта, ибо не привык оперировать отрицательными эмоциями и негативом. Мир настроен позитивно на тех, кто чист душой, прикасаясь к хорошему и светлому, сам становишься таким. Дарите любовь, игнорируйте негатив – и хорошее обязательно к вам притянется, а плохое уйдет само. Не отвлекайтесь и не разменивайтесь на злобу и месть, на войны и ненависть. Они уничтожают вас самих.
Функция психологических границ
Они помогают развиваться личности, получать человеку от жизни то, что ему нужно, и оберегать от ненужного, вредного "яда". Этот невидимый барьер помогает гармонично и с минимальным негативом развиваться нашему "внутреннему Я".
Крепкие = гибкие
Гибкость – признак того, что психологические границы личности нормальные и здоровые. У такого человека подвижная и живая психика, адаптивная к окружающей среде. Здоровому человеку легко определить свои интересы в жизни, принимать оптимальные решения. Он может реализовать свои амбиции в текущих условиях, для него общение с людьми представляется легким, начать и закончить отношения для него не является проблемой. Он устойчив в конфликтных ситуациях и умеет постоять за себя.
Отклонения
Если психологические границы слабые или чрезмерно жесткие, это говорит о нарушении взаимодействия личности с окружающим миром. Такие проблемы обычно испытывают люди, неспособные оценить свой статус в этой жизни. Что они испытывают:
- сложности в быту;
- низкую самооценку;
- проблемы в отношениях с родными и близкими, коллегами по работе;
- не чувствуя своих границ, они сами нарушают границы другого человека, вызывая у него неприятные эмоции;
- ими легко манипулировать, так как они часто чувствуют себя ответственными за чувства других, жертвуют собой в отношениях, терпят плохое отношение, стремятся угодить окружающим;
- для них сложно сказать "нет" другим людям;
- их кредо – "все так делают, и я так буду".
Другая крайность – жесткие границы, когда человек ведет себя одинаково со всеми людьми, подчеркнуто негибко. Во всех ситуациях у него единственная линия поведения. Он закрыт от всех. Его "каменная стена" является защитой, позволяющей обеспечить себя безопасностью, но в этой "стене" ему очень одиноко. Эти люди никого не способны любить и быть к кому-то привязанными. Таким людям, даже талантливым, очень сложно реализоваться в жизни.
Защитите ребенка!
Что дают психологические границы подрастающему человеку? Защиту от неопределенности и хаоса, который вселяет в малыша страх и панику. Родители, четко определяющие правила, ставящие рамки и границы, дают ребенку самое главное в жизни: чувство защищенности, и это вовсе не сплошные ограничения, мешающие развитию его души, как считают многие мамы и папы. Малышу надо понять, что хорошо и что плохо, что можно и что нельзя, и тогда он будет чувствовать твердую почву под ногами. Правильно установленные психологические границы ребенка – это его надежная опора и спасательный круг в жизни. Это основы его принципов, которые обязаны заложить в него родители.
Эти границы вначале являются утробой матери, где малыш в комфортной оболочке живет все 9 месяцев. Затем он рождается, его пеленают, приближая к тем условиям, в которых он находился внутри мамы. Они одно целое, но постепенно происходит их разделение.
По мере роста малыш начинает себя отделять от мамы, адаптируется, находит себя, исследует свое тело. Он понимает, что мама – это не он, а отдельное существо, но они по-прежнему в очень тесной связи, и мамина задача – помогать дочке или сыну исследовать этот мир, выстраивать психологические границы ребенка, объясняя, как и что устроено, что кому принадлежит, что можно, а что нельзя.
Непослушание – путь к выстраиванию границ
Что происходит, когда ребенок нарушает правила? Он испытывает вас на родительскую любовь и проверяет свою защищенность. Это происходит бессознательно, ребенок "проверяет" реакции взрослого. Плач и истерики – это попытки проверить, через сколько минут взрослые "сдадутся". Малыш пытается заявить о себе, а взрослый своим поведением и реакциями на эти действия малыша выстраивает границы этого ребенка. Если реагировать одинаково на его требование, которое подается в разное время, вы создадите... комфорт ребенку. Малыш поймет: "Все, как бы я ни старался, я не получу эту игрушку, можно ничего не придумывать". Чем понятнее и стабильнее у вас реакции на определенные действия, тем тверже на ногах будет стоять ваш малыш.
Реагируйте на все спокойно и будьте последовательны. Например, если ребенок испачкался, то вам надо объяснить, что вы недовольны, это плохо, так больше не надо делать. Когда он испачкается еще раз, не стоит говорить: "Ничего страшного, высохнет, все нормально", ведь ваша первоначальная реакция состояла в том, что это плохо, и ребенок не понимает, какая реакция правильная и, соответственно, не будет понимать, как ему реагировать на это самому, ведь он копирует маму во всем.
Страшнее другое – он осознает, что может схитрить и получить рано или поздно то, что ему хочется, разными методами. Это опасный вывод. Он может вырасти в беспринципного эгоиста, который следует только своим "хочу" и не знает слова "нельзя".
Только четкость и последовательность
Психологические границы раннего возраста устанавливаются путем четкой линии вашего поведения и ваших устойчивых и незыблемых реакций и отношения к одинаковым событиям в разное время. Они дадут малышу четкое понимание, как ему самому надо себя вести и как реагировать. И ему будет проще жить. И, конечно, не забывайте дарить малышу свою любовь делами, словами, заботой, нежностью.
В чем причина нарушения здорового функционирования границ?
Психологи объясняют эти нарушения неполным осознанием человеком своих целей и желаний в определенной ситуации или вообще непониманием человеком своих границ. Или когда человек осознает свои границы, но не может ими управлять.
Родом из детства
Родители часто ругали вас в детстве? Что вы недостаточно проявили силу воли, что не преуспели тут или там и не стали лучшими здесь? Отсюда и отсутствие сочувствия к себе – отравляющий подавленный стыд, который является сигналом к тому, что вы не соответствуете какому-то стандарту общества. Появляется множество комплексов, придумывание несуществующих картинок себя. В этих случаях психологические границы человека не работают ему на пользу. Он берется за что-то, хотя на самом деле это для него недосягаемо. В результате не справляется и закапывает себя еще глубже. Или наоборот, не верит в себя и не берется за те вещи, которые ему по плечу, проигрывая во многом и многое недополучая.
Отвращение и злость – это тоже мощные внутренние чувства, которые помогают выстроить правильные границы. Подавляя их, вы обманываете себя, и ваши границы становятся не вашими, значит, и защитить вас не смогут.
Дошколята
Как правило, современные малыши посещают детские сады, так как подавляющее большинство родителей заняты работой. Правильно установленные психологические границы в возрасте от трех до пяти лет – в период младшего дошкольного возраста – это самое важное, что может дать детский сад. Они могут быть достигнуты сюжетно-ролевыми играми, у малыша на этом этапе формируется воображение, и очень хорошо усваиваются нравственные ценности. Малыши ориентируются в основном на наказание, и у них формируется понимание, что именно делать нельзя.
В период от пяти до семи лет – на этапе старшего дошкольного возраста – необходимо продолжать закрепление пройденного. У ребенка появляются более уравновешенные эмоции, он начинает ориентироваться не на наказание, а на похвалу взрослого – так начинается осознание себя в этом мире.
В возрасте семи лет наступает переломный кризисный момент, когда ребенок из домашней зоны комфорта перемещается в школьную атмосферу с большим количеством обязательств, нагрузки и стресса. Поэтому правильно выстроенные психологические границы ребенка помогут ему преуспеть в учебе и в умении поладить со сверстниками и учителями.
Главное – родителям помнить, что любые границы будут работать, если ребенок живет в атмосфере абсолютной и безусловной любви и чувствует ее от родителей.