Духовно-нравственное воспитание – это установленный в педагогике процесс изучения и усвоения основных национальных ценностей, систем общественных достояний, а также культурных, нравственных, духовных традиций народов и наций, проживающих на территории России. Разработка концепции нравственного воспитания общества очень важна для страны и народа в целом.
Подробное определение понятия
Духовно-нравственное обучение происходит во время социализации человека, последовательного расширения его кругозора и укрепления ценностно-смыслового восприятия. При этом человек развивается и начинает самостоятельно оценивать и на сознательном уровне выстраивать главные моральные и нравственные нормы, определять идеалы поведения по отношению к окружающим его людям, стране и миру.
В любом обществе определяющим фактором становится концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина. Во все времена воспитание играло важную роль и являлось своеобразным фундаментом, с помощью него новое поколение внедрялось в установленное общество, становилось его частью, следовало традиционному образу жизни. Новые поколения продолжали сохранять нормы жизни и традиции своих предков.
В настоящее время при воспитании человека полагаются, в основном, на развитие следующих качеств: гражданственность, патриотизм, мораль, духовность, склонность к следованию демократическим взглядам. Лишь тогда, когда при воспитании будут учитываться описанные ценности, люди смогут не только цивилизованно существовать в гражданском обществе, но и самостоятельно укреплять и двигать его вперед.
Нравственность и духовность в образовании
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания учеников младших классов является обязательным элементом образовательной деятельности. Для каждого ребенка учебное заведение становится средой для адаптации, формирования нравственности и ориентиров.
Именно в младшем возрасте ребенок социализируется, развивается духовно и умственно, расширяет круг общения, проявляет качества личности, определяет свой внутренний мир. Младший возраст принято называть временем, когда формируются личностные и духовные качества.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина является многоэтапной и сложной. Она включает в себя ценностно-нормативное взаимодействие школы с остальными субъектами социализации ребенка – с семьей, дополнительными развивающими заведениями, религиозными организациями, культурными кружками и спортивными секциями. Такое взаимодействие направлено на развитие у ребенка духовно-нравственных качеств и воспитание настоящего гражданина.
На основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования создана единая программа начального образования. Она напрямую влияет на составление и установку процесса обучения начальных классов и направлена на вклад в общую культуру, формирование социального, интеллектуального и нравственного восприятия, развитие творческих проявлений школьников, самосовершенствование, сохранение хорошего здоровья и обеспечение безопасности.
В концепции духовно-нравственного воспитания ФГОС начального образования большое внимание уделяется обучению ребенка и его становлению как личности не только в процессе учебной деятельности, но и в остальное время.
Цели воспитания и классификация
Определяющими в составленной программе обучения будут национальные ценности народа, которые на протяжении множества лет передавались из поколения в поколение посредством культурных, семейных, социальных, а также исторических традиций. Главной целью воспитания является нравственное и духовное развитие человека в условиях постоянного обновления и улучшения образовательной программы, которая ставит перед собой следующие задачи:
- Помочь ребенку в саморазвитии, понимании себя, становлении на ноги. Это содействует развитию личности каждого школьника, реализации своего типа мышления и общего кругозора.
- Обеспечить всеми условиями для формирования у детей правильного отношения к духовным ценностям и традициям русского народа.
- Содействие появлению у ребенка творческих задатков, художественного мышления, умения самостоятельно определять, что плохо, а что хорошо, ставить перед собой цели и идти к ним, расписывать свои действия, определяться с основными потребностями и желаниями.
Концепция духовно-нравственного воспитания определяет совокупность процессов, которые реализуются:
- во время обучения непосредственно в учебном заведении;
- во внеурочное время;
- при нахождении за пределами школы.
На протяжении многих лет перед преподавателями возникало все больше новых задач и требований. При воспитании ребенка важно полагаться на доброе, ценное, вечное. В учителе должны сочетаться нравственные качества, знания, мудрость – все то, что он может передать школьнику. Все то, что может помочь воспитать настоящего гражданина. Также воспитатель помогает раскрыть духовные качества ребенка, зародить в нем чувства нравственности, потребности противостоять злу, учить делать правильный и осознанный выбор. Все эти способности являются главными при работе с ребенком.
Методы развития и основные источники
В концепции духовно-нравственного воспитания в России представлены основные национальные ценности. При их составлении полагались, в основном, на нравственность и те области общественности, которые играют наибольшую роль в воспитании. К традиционным источникам морали можно отнести:
- Патриотизм. Он включает в себя любовь и уважение к родине, службу Отечеству (духовную, трудовую и военную).
- Толерантное отношение к окружающим и другим народам: национальная и личная свобода, равенство, доверие к окружающим. Сюда также относят следующие личные качества: доброжелательность, искренность, достоинство, проявление милосердия, справедливости, чувство долга.
- Гражданственность - человек как член гражданского общества, чувство долга перед родиной, уважение к старшим, к своей семье, закон и правопорядок, свобода выбора религии.
- Семья. Привязанность, любовь, здоровье, обеспеченность денежными средствами, уважение старшего, забота о больных и детях, воспроизводство новых членов семьи.
- Творчество и трудовая деятельность. Чувство прекрасного, созидание, настойчивость в начинаниях, трудолюбие, постановка перед собой цели и ее достижение.
- Наука – обучение новому, открытия, исследования, получение знаний, экологическое понимание мира, составление научной картины мира.
- Религиозные и духовные проявления: представление о вере, религии, духовном состоянии общества, составление религиозной картины мира.
- Литература и искусство: чувство прекрасного, сочетание красоты и гармонии, духовный мир человека, нравственность, мораль, смысл жизни, эстетические чувства.
- Природа и все то, что окружает человека: жизнь, родина, планета в целом, дикая природа.
- Человечество: борьба за мир во всем мире, сочетание большого количества народов и традиций, уважение чужого мнения и взглядов, развитие взаимоотношений с другими странами.
Базовые ценности, которые описаны в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, примерные. Школа при составлении своей программы воспитания и развития школьников может добавлять дополнительные ценности, которые не будут нарушать установленные в концепции идеалы и которые не помешают учебно-воспитательному процессу. Образовательное заведение при разработке программы обучения может делать упор на определенные группы национальных ценностей, опираясь на возраст и особенности учеников, их потребности, требования родителей, регион проживания и другие факторы.
В этом случае важно, чтобы обучающийся получал полноценное представление о национальных ценностях, мог воспринимать и принимать нравственную и духовную культуру российского народа в полном многообразии. Системы национальных ценностей помогают воссоздать смысловое пространство для развития личности. В таком пространстве уходят барьеры между определенными предметами: между школой и семьей, школой и общественной сферой. Создание единого воспитательного пространства у обучающихся младших классов происходит с помощью ряда целевых программ и подпрограмм.
Этапы развития учебной программы
При создании учебной программы специалисты рекомендуют использовать концепции духовно-нравственного воспитания гражданина России. Весь документ составлен при согласии с Конституцией страны и законом «Об образовании». Больше всего в концепции рассматривают следующие вопросы:
- модель обучающегося;
- основные цели обучения, условия и достигаемые результаты воспитания;
- структурные дополнения и главное содержание программы воспитания ребенка;
- описание главных ценностей общества, а также раскрытие их значения.
Существуют отдельные вопросы, о которых написано в концепции более детально. К ним относят:
- детальное описание всех главных задач обучения и воспитания;
- направление воспитательно-учебной деятельности;
- организация обучения;
- способы привития ребенку духовности и нравственности.
Специалисты отмечают, что воспитательную деятельность важно осуществлять через комплекс процедур. Они должны происходить как во время урочной деятельности, так и во внешкольное время. Такое влияние школа не должна оказывать лишь своими усилиями, учителя должны тесно общаться с семьей ребенка и с преподавателями общественных заведений, в которых он дополнительно занимается.
Духовно-нравственное воспитание во время урока
Традиционно заложено, что во время урока преподаватель обязан проводить не только образовательную и обучающую деятельность, но также оказывать воспитательный эффект. Такое же правило установлено и в концепции. Обучение будет включать в себя решение задач воспитания во время преподавания учебных предметов как основного, так и дополнительного уровня.
Лучше всего для развития духовно-нравственных качеств подходят дисциплины, которые связаны с гуманитарной и эстетической сферой. Но воспитательная деятельность может распространяться и на другие предметы. При проведении занятия можно использовать следующие приемы:
- давать детям примеры великих художественных работ и предметов искусства;
- описывать героические события из истории государства и других стран;
- включать детям интересные отрывки из документальных и художественных фильмов, обучающие фрагменты мультфильмов;
- разрешено придумывать специальные сюжетно-ролевые игры;
- проводить общение посредством дискуссий и обсуждения разных точек зрения;
- создавать трудные ситуации, из которых ребенок должен самостоятельно найти выход;
- решать специально подобранные задачи на практике.
К каждому школьному предмету можно применять те либо иные формы реализации воспитательной деятельности. Все они помогают учителю воспитать в ребенке нравственность и развить духовные качества.
Деятельность в отдельное от школы время
План привития ребенку главных культурных ценностей и нравственности будет включать в себя проведение внеурочных воспитательных работ. Сюда можно отнести:
- проведение праздников в школе либо в кругу семьи;
- общие творческие мероприятия;
- правильно составленные интерактивные квесты;
- обучающие телевизионные программы;
- интересные конкурсы;
- формальные споры.
Внеурочная деятельность также подразумевает под собой использование различных организаций дополнительного образования. К ним относят:
- кружки;
- образовательные клубы по интересам детей;
- спортивные секции.
Главным действующим элементом во внеурочной деятельности является культурная практика. Она включает в себя задумку культурного события с активным участием в нем ребенка. Такое событие помогает расширить кругозор малыша, дать ему жизненный опыт и навык творчески взаимодействовать с культурой.
Социальная практика
Духовно-нравственное обучение ребенка в рамках программы ФГОС содержит в себе социальную практику. Проводить такие мероприятия важно для того, чтобы дети смогли поучаствовать в решении важных общественных и социальных проблем. Это поможет выработать у школьника активную социальную позицию, компетентность. Ребенок получит опыт, который важен для каждого гражданина.
При воспитании ребенка во внешкольное время важно проводить следующие мероприятия:
- экологические и трудовые процедуры;
- экскурсии и поездки;
- благотворительные и социальные акции;
- военные мероприятия.
Воспитание в семье
Основой для выработки у школьника духовно-нравственных качеств является семья, школа лишь помогает значительно усилить этот процесс. Очень важно, используя принцип сотрудничества и взаимодействия, установить тесный контакт между семьей школьника и учебным заведением. Для этого лучше всего проводить праздники всей семьей, выполнять творческие домашние задания, во время которых школьник будет получать помощь от родителей, включать родителей ребенка в мероприятия во внеурочное время.
Также важно внимательно отнестись к качеству воспитания ребенка со стороны семьи, помогать духовно и нравственно воспитывать самих родителей. Для этого лучше всего проводить специальные лекции, обсуждения и семинары для родителей ребенка.
Культурологические основы религии
Эта область концепции духовно-нравственного воспитания личности гражданина России важна для приобщения ребенка к историческим и культурным порядкам религии страны. Школьникам важно знать об исторических и культурных традициях, ценностях не только своего народа, но и других мировых религий. Важно заложить в ребенке толерантное отношение к другим нациям и верованиям. Такие процедуры могут проводиться посредством:
- обучения гуманитарным предметам;
- добавления в образовательную программу отдельных факультативов либо курсов с религиозными основами;
- создания религиоведческих кружков и секций.
Также учителям лучше всего взаимодействовать и с религиозными организациями, которые будут составлять работу воскресных школ и проводить просветительские занятия.
Важность концепции духовно-нравственного воспитания личности нельзя недооценивать. Если учебное заведение не будет проводить все важные мероприятия, то школьник может оказаться под негативным влиянием со стороны семьи, неформальных молодежных группировок либо открытого интернет-пространства. Очень важно правильно содействовать формированию гражданина и патриота, так как это отразится на будущем общества и целой страны.