Психогимнастика - это способ передачи информации, при котором дети или взрослые показывают себя и разговаривают без слов. Это результативный способ оптимизировать социально-перцептивную область личности, так как дает возможность сосредоточиться на "языке тела" и прочих характеристиках общения, в том числе пространственно-временных.
Что это такое - психогимнастика?
Психогимнастика ориентирована на разрешение вопросов коллективной психокоррекции:
- установление контакта;
- устранение напряжения;
- отработку обратных взаимосвязей и т. д.
В широком значении психогимнастика - это курс специализированных уроков, нацеленных на развитие и коррекцию разных сторон психики человека как познавательной, так и эмоционально-личностной области. Применяется как в ДОУ, так и в школах.
Психогимнастика - это невербальный прием коллективного взаимодействия, который подразумевает представление переживаний, психологических состояний, проблем с помощью невербальных методов общения, дает возможность детям выражать себя и поддерживать связь без помощи слов. Это способ реконструктивной психокоррекции, цель которого - изучение и изменение личности.
Задачи
Если сказать в общем, то психогимнастика для детей детских садов дает возможность решать последующие задачи:
- малыши обретают умения ауторелаксации;
- обучаются технике живых движений;
- развивают психомоторные функции;
- улучшают в себе возвышенные чувства и эмоции;
- корректируют собственные поступки при содействии ролевых игр;
- избавляются от психологического напряжения;
- учатся различать чувства и управлять ими.
Уникальные упражнения психогимнастики в детском саду применяются, как правило, в случаях, если у детей выявлены патологии психомоторики либо психологической сферы, если ребенок страдает от определенной боязни, имеет тяжелый характер. В ряде ситуаций технология применяется для освобождения от недержания кала и мочи.
Технология психогимнастики - это совокупность действий, позволяющих малышу понять, что его поступки, мысли и эмоции взаимосвязаны, а все трудности возникают не из-за определенных условий, а из-за конкретного отношения к ним. Дошкольник исследует чувства и осваивает науку овладения ими.
Достоинства
Главные плюсы психогимнастики в саду:
- игровой вид упражнений (упор на основную деятельность ребенка дошкольного возраста);
- сохранение психологического благополучия ребенка;
- упор на фантазию;
- возможность применять коллективные формы деятельности.
Цели
Цели психогимнастики для дошкольников:
- преодоление ребенком преград в выражении своих мыслей, понимании себя и других;
- устранение психологического напряжения и поддержка психологического благополучия детей;
- формирование способности для самовыражения;
- формирование вербального языка чувств (называние эмоций проводит к эмоциональному осознанию ребятами своего "Я").
Развитие эмоциональной сферы
Задачи по формированию психологической сферы:
- произвольно обращать интерес ребенка на переживаемые эмоциональные ощущения;
- отличать и сопоставлять эмоциональные ощущения, устанавливать их вид (хорошо, досадно, тревожно, странно, жутко и т. п.);
- свободно и подражательно «воссоздавать» либо показывать чувства по установленному примеру;
- понимать, осознавать и отличать лучшие эмоциональные состояния;
- сопереживать;
- соответствовать адекватными эмоциями.
Проявление эмоций
Вследствие развития человека за некоторыми чувствами и эмоциями закрепились свойственные им моторные «формулировки». Моторный компонент неизбежен при каждой психологической реакции, при каждом эмоциональном состоянии.
Определить характерные черты внешнего проявления психологических состояний возможно по мимике, пантомимике всего тела, по вокальной мимике (выразительным свойствам речи). В более широком представлении к выразительным процессам принадлежат и физические взаимодействия, сопутствующие эмоции.
Понимание внешнего проявления чувств вызывает встречные чувственные волнение и взаимодействия у людей и занимает заметное место в человеческом общении.
Мимика
Мимика используется метод психогимнастики. Она свидетельствует о тех либо иных эмоциях и настроениях человека. В случае если индивид улыбается, это означает, что он ликует; сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу свидетельствуют о недовольстве, бешенстве. О многом может сказать взгляд человека. Он может быть непосредственным, открытым, устремленным вниз, наивным, добродушным, мрачным, вопросительным, испуганным, безжизненным, неподвижным, блуждающим. В целом выражение лица может быть осознанным, печальным, мрачным, гадливым, самодовольным, апатичным. Большое количество определений возможно выбрать и к смеху, и к рыданиям. Мимика бывает активной, вялой, бедной, богатой, маловыразительной, напряженной, безмятежной. В некоторых случаях прослеживается амимия.
Выражение лица играет немаловажную роль в общении. Исследователи подмечали, что чувства, отражающиеся на лице, «слышны правильнее, чем разговор», по этой причине для развития обоюдной привязанности между матерью и ребенком, для полного его формирования, следует, чтобы мама осознавала, что ей «говорит» малыш, а тот, в свою очередь, обязан «заметить» и ощутить психологический ответ мамы.
Умственно неразвитые ребята (как и интеллектуально неразвитые взрослые) значительно хуже, чем люди со средним и высоким интеллектом, распознают эмоции на лице другого человека. Как далеко заходит о такого рода отличиях, все зависит от уровня отсталости. Достаточно часто бедность мимики и недифференцированность чувств прослеживаются у ребенка с задержкой в развитии.
Жесты
Жесты разделяются на выразительные, указующие, выделяющие, описательные. Жестикулирование может быть активным, апатичным, бедным, богатым, безмятежным, быстрым, инициативным, жестикуляция может и отсутствовать.
Даже маленькие ребята понимают жестикуляцию и могут ее использовать. Когда им называют слова «большой», «небольшой», «далее», «я» и т. д. и просят продемонстрировать сказанное жестом, они запросто справляются с данной задачей.
Исключение составляют только те дети, которые отстают в развитии. Им и в возрасте 6 лет сложно, к примеру, продемонстрировать размер небольшого комарика (муравьишки, малюсенькой сахаринки и т. п.). Детки, больные шизофренией, по сравнению со здоровыми ребятами с меньшей правильностью распознают эмоционально-выразительные движения рук.
Пантомимика
Лачинов писал, что выразительные движения иногда слагаются из жестов, зачастую из мимики, из поз же постоянно. Все негативные чувства «съеживают» фигуру человека, а все позитивные — ее «развертывают». «Расцвел, как цветочек», — говорят про счастливого человека.
Осанка и поза обладают огромной ролью в создании общего облика человека:
- Осанка складывается из положения головы и тела. Голова может быть поставлена прямо, склонена в сторону, втянута в плечи, закинута взад.
- Изменение поз может быть постепенным, стремительным, замедленным, быстрым, плавным. Единый вид характеризуется как интенсивный, расслабленный, подобранный, зажатый, величавый, приниженный, удрученный, грубый, неустойчивый, выпрямленный, сутулый, сгорбленный, стройный, без резких особенностей.
Могут ли дети средней и старшей группы свободно принимать условленную позу? Для того чтобы выяснить это, предложим ребенку в отсутствие иных детей продемонстрировать, как он смотрелся бы в случае, если бы ему было прохладно либо у него болел животик. При нормальном развитии значительная часть детей смещает плечи, сжимается, сгибается, а меньшая сохраняет корпус ровным, т. е. такие дети не справляются с поставленными задачами.
При регулярных упражнениях возможно усовершенствовать пантомимику.
Нарушения выразительной моторики заслуживают пристального интереса вследствие того, что неспособность грамотно показать собственные эмоции, зажатость, смущение либо несоответствие мимико-жестовой речи усложняют взаимодействие ребенка с ровесниками и со старшими. В особенности в данном случае страдают ребята с неврозами, органическими болезнями головного мозга и иными нервно-психологическими заболеваниями. Ребята с бедной экспрессией, вероятно, и сами целиком не воспринимают, что им рассказывается бессловесным способом другими, неверно расценивают и их подход к себе, что, в свою очередность, может быть фактором углубления у них астенических качеств характера и возникновения второстепенных невротических наслоений.
Развитие внимания
Ниже представлены упражнения, которые подойдут малышам, страдающим психомоторной гиперактивностью, плохим настроем, патологическими боязнями, ранним аутизмом, задержкой психологического развития и иными болезнями, при которых проявляется незрелость внимания. При проведении психогимнастики по Чистяковой можно обратить внимание на следующие игры:
- Водящий дает детворе послушать и зафиксировать в памяти то, что происходит за дверью. Далее он просит изложить, что они слышали. Применяется психогимнастика для 5-летних и старше.
- По сигналу водящего интерес ребенка перенаправляется с двери на окошко, с окошка на дверь. Далее каждый дошкольник обязан изложить, что где происходило.
- Малыши маршируют под любую ритмическую музыку. Далее на слово «кролики», сказанное водящим, ребята должны начать скакать, на термин «лошадки» — как бы бить «копытом» об пол, «раки» — отступать, «птицы» - бежать, раскинув ручки в стороны, «аист» — находиться на одной ноге.
- Ведущий договаривается с ребенком о том, что, если он включит низкий звук, он обязан принять позу «плакучей ивы», если высокий звук — позу «тополя». Далее начинают игру — ребята идут по кругу. Звучит низкий звук — дети принимают позу «плакучей ивы». На звучание, взятое в верхнем регистре, встают в позу «тополя».
- Играющие проходят по кругу. Если водящий хлопнет в ладонь раз, ребята должны приостановиться и принять позу аиста. В случае если водящий хлопнет 2 раза, играющие принимают позу лягушки. На 3 хлопка играющие начинают ходьбу.
Кривое зеркало
Можно использовать такое упражнение психогимнастики: взрослый призывает детей показать себя утром в ванной комнате, где висит искривленное зеркало — оно повторяет все движения противоположно. В том случае, если играющий поднимает руку, зеркало, в свою очередь, опускает ее и т. д. Сражаться допускается попарно, меняясь ролями, либо целой командой, исполняя фигуры-перевертыши, причем каждый сам выдумывает собственное движение.
Войди в круг
Задача состоит в том, чтобы помочь малышу проверить себя, преодолеть застенчивость, войти в коллектив. Ребенка, ощущающего трудности в общении, отводят в сторонку. Другие ребята встают в круг, прочно взявшись за руки. Застенчивый малыш должен разбежаться, прорвать круг и пробраться в него.
Проводник
Задача описываемого упражнения: обучить ребенка соболезновать и оказывать помощь. Взрослый разъясняет, что все люди разные и определенным из них нужна поддержка неравнодушных людей. Один малыш показывает слепого, кладет руку на плечо приятеля-проводника и закрывает глаза. «Проводник» в неспешном темпе делает разнообразные перемещения, движется по комнатке, одолевая преграды. Малыш с закрытыми глазами обязан следовать рядом с ним. Далее ребята меняются местами.
Прояви нежность
Задача заключается в том, чтобы удовлетворить потребность ребенка в эмоциональном тепле и близости. Ведущий приносит в комнатку мягкие игрушки (одну или две), к примеру, куклу, собаку, медведя, зайца, кошку и т. д. Ребята гуляют по комнатке. По сигналу они разбиваются на группы и идут к той игрушке, какую желали бы утешить. Первый малыш забирает игрушку, заключает в объятия ее и говорит ей то что-нибудь нежное и приятное. Далее он подает игрушку своему другу. Тот, в свой черед, также обязан обнять игрушечное животное и сказать нежные фразы. Игра может повторяться несколько раз.
Кто говорит
Задача: формировать у ребят умение к отождествлению себя с кем-то либо с чем-то, обучать ребенка сопереживать. В процессе игры ребята берут на себя различные роли и описывают собственное состояние, причины поступков, систему взаимоотношений с действительностью. Начинает первый малыш: «Я не Игорь, я ручка. Мне бы понравилось, если бы я был не однотонным, а раскрашенным веселым рисунком. Мне бы хотелось, чтобы меня не удерживали в пенале, а положили на стол». Продолжает следующий малыш: «Я не Артем, я мячик. Я сделан из резины и хорошо надут. Ребята веселятся, если перебрасывают меня друг другу!» Взрослый дает названия последующих объектов:
- плащ;
- микроавтобус;
- мыло и т. п.
Ребята также предлагают собственные варианты.
Заключение
Знают все, однако далеко не все осознают, как важна эмоциональная динамичность для развития физиологического и психологического здоровья человека, насколько важно учить ребенка вести активный образ жизни. Вопрос физиологического и психологического самочувствия весьма актуальный. По сведениям НИИ гигиены и охраны здоровья, количество деток с различными патологиями за последние годы возросло в два раза. А ведь хорошее физиологическое и психологическое состояние здоровья ребят — это основа развития личности.
Отталкиваясь из вышесказанного, можно сделать вывод, что посредством переживания эмоциональных состояний у ребенка создаются основные главные компетенции:
- Социально-коммуникативная: социально-психическое руководство процессами общения в коммуникативной ситуации.
- Научно-техническая: способность работать по алгоритму, плану.