Всем нам знаком такой жанр народно-поэтического творчества, как частушки. В чем же их прелесть? Частушки просты для запоминания, ритмизованны, а, главное, глубоко эмоциональны. Интересно, что распевание частушек происходит не только на народных гуляниях. Короткие, в четыре строчки стишки сочиняют и на довольно серьезные темы. Широко распространены в народе, например, политические частушки.
Общая характеристика
В своем традиционном, типичном варианте частушка - это короткая ритмизованная рифмовка, как правило, состоящая из четырех строк, исполняемая нараспев, но в гораздо более быстром темпе, нежели обычная протяжная песня.
Как жанр устного фольклорного творчества, сугубо народной лирики, частушки имеют основное назначение - дать оценку тому или иному событию (причем оценка обязательно должна быть эмоциональной), выразить мысли и чувства некоторой народной общности по поводу события, а не просто рассказать, дать информацию о тех или иных жизненных ситуациях.
В системе русского фольклора такой жанр, как частушка, занимает особое положение и обладает рядом характерных лишь для данного вида лирики черт. Одной из главных характеристик является то, что по своей жанровой специфике она практически моментально реагирует на серьезные социальные изменения, откликаясь на то новое, что готовит людям жизнь. Причем, отклик этот относится не только к решающим политическим и историческим событиям, но и к ситуациям личным, бытовым. Не обходят частушки стороной и такое светлое чувство, как любовь. Тематический диапазон данного фольклорного жанра невообразимо широк, частушки рассказывают нам обо всем, что тем или иным образом оказало влияние на сочинителя (поразило, взволновало, удивило и т. д.).
Языковое построение
Пройдемся по основным художественным особенностям, характеризующим частушку как особый фольклорный жанр:
- Небольшой объем (чаще всего четыре строки, особая форма - двустишие).
- Все четыре строки имеют различное содержание.
- Монологичная форма.
- Обращения.
- Прямые или риторические вопросы (могут содержать и ответы).
- Многочленные эпитеты (весьма часто постоянные эпитеты, характерные для фольклора в целом).
Частушки и другие фольклорные жанры
Довольно схожа частушка с пословицами и поговорками, но, безусловно, имеют эти жанры и ряд отличий. Основное несоответствие в том, что пословицы и поговорки, хоть и обладают рифмовкой и ритмом, представляют собой сугубо прозаический жанр. В то время как частушка исполняется нараспев для довольно широкой публики.
В сравнении с народной лирической песней частушка гораздо более сильно выражает индивидуальное авторские начало. Кроме того, отличается эмоциональный тон. В частушке он более веселый, радостный, преобладает активность и жизненная энергия, в то время как в случае с народной песней мы зачастую сталкиваемся с минором и грустью. С точки зрения формы частушка - рифмованная мысль, а песня - нет.
Как разновидность жанра
Частушки, в особенности политические, являют собой отражение любого значительного события в жизни страны. Нетрудно понять, о каких критических точках или продолжительных политических явлениях идет речь: коллективизация, революция, военные столкновения, перестройка и многое другое.
Политические частушки, конечно, нельзя назвать самым популярным явлением фольклорного творчества. Однако далеко уйти от них нам все же не удастся. Политику, чаще всего напрямую касающуюся каждого гражданина, будут обсуждать и в деревнях, и в провинции, и в больших, столичных городах. Люди привыкли жить именно так и вряд ли что-либо изменят. Еще долго политические частушки будут слышны в российских квартирах, на пикниках и туристических слетах, в электричках и поездах, переходах метро, где любят выступать уличные музыканты, о политике в особом виде будут говорить и профессиональные поэтические журналы (приведем для примера довольно известный ежемесячник "Дети Ра").
Основные темы
В настоящее время главной темой распевов становятся политические частушки про Путина и Медведева, что волне естественно. Однако, и это тоже ясно, так было не всегда. Во все времена своего существования ритмизованные народные стишки были персонифицированы. Так, распространена эта тенденция была в политических частушках СССР, посвященных Хрущеву, Сталину или Брежневу. Великое множество распевов было создано в годы горбачевской перестройки. Даже в те далекие времена, когда на карте значилось такое государство с огромной территорией, как Российская империя, политические частушки продолжали жить. Героями народного творчества становились государь Николай II, его супруга Александра Федоровна и ее приближенный Григорий Распутин. Современные политические частушки про В. В.Путина - не все, что мы имеем. Широко ритмизованны такие фамилии, как Тимошенко, Ельцин, Янукович, Порошенко, что уж говорить о Трампе, Клинтоне и Обаме.
Неудивительно, что частушки, как правило, рисуют отрицательный портрет представителей власти. Впрочем, из каждого правила есть исключения. Так, во времена Советского Союза политические частушки применялись самой правящей партией для пропаганды социализма и тех решительные мер, которые применяются "на пути к коммунизму".
Примеры
Пусть сдадут, служить не буду
Николашке-дураку:
Сапоги, шинель - за плечи,
Да за скорую реку реку!
***
Сталин, Ленин, Киров
Да Калинин, старый пес,
Вы Россию погубили
Всех загнали вы в колхоз.
***
Тащит Сталина корова,
У коровы только рог.
- Вы куда, товарищ Сталин?
- Раскулачивать народ!
***
Помидорчики мои
Да огурчики.
Сталин Кирова прибил
В коридорчике.
***
Ельцин, Горабачев, ребят,
Что ж вы натворили?
Наш сильнейший вы народ
По миру пустили.
***
Юлю нашу засудили!
Юленька - красавица!
Сало Янукович ест,
Ест и улыбается.
***
Спи же ты, Владимир красный,
Баю да баю...
Смотрит месяц тихо ясный
В мавзолей твою.
***
Вова встал из-за стола
И сказал всем: "Баста!".
Нынче правит на Руси
Питерская каста.
***
Ходоки пришли в Москву
Поклониться божеству.
Вот уж чудо, согласись,
Вова с Димою срослись!
***
Танцевали, соль из глаз!
А у нас на хуторе,
Когда говорят: "Чубайс",
Думают о Путине.
Частушки созданы для того, чтобы поднимать настроение, но тем не менее имеют явно обличительный окрас. Главное, чтобы это обличение сохранялось в рамках этики и морали, не переходя границы дозволенного.