Организационное поведение: эффективное мышление для современного бизнеса

Организационное поведение - ключ к успеху современного бизнеса. Как использовать знания о человеческой психологии, чтобы повысить эффективность компании? Узнайте в этой статье.

1. Сущность организационного поведения

Организационное поведение - это изучение и применение знаний о том, как люди ведут себя в организациях, как они взаимодействуют друг с другом и с организацией. Цель организационного поведения - повысить эффективность организации за счет понимания человеческого фактора и умелого управления им.

Организационное поведение как научная дисциплина зародилось в 1950-х годах в США. Первые работы появились в области психологии труда, социологии и теории организаций. В 1970-х годах организационное поведение оформилось как самостоятельная наука. С тех пор проводятся масштабные исследования в этой области.

Организационное поведение тесно связано с организационной культурой и HR-менеджментом, но имеет свою специфику. Организационная культура - это система ценностей и норм поведения в организации. HR-менеджмент занимается практическими вопросами работы с персоналом. А организационное поведение изучает причины и мотивы поведения сотрудников, чтобы разработать эффективные методы управления.

Различают несколько видов организационного поведения:

  • Формальное и неформальное
  • Конструктивное и деструктивное
  • Индивидуальное, групповое и корпоративное
  • Реактивное и проактивное

Также выделяют 4 модели организационного поведения сотрудников:

  1. Дисциплинированный работник
  2. Приспособленец
  3. Оригинал
  4. Бунтарь

Для изучения организационного поведения используются как количественные, так и качественные методы исследования: опросы, интервью, наблюдение, моделирование. Это позволяет получить наиболее полную картину.

Таким образом, организационное поведение - это комплексная научная дисциплина, изучающая закономерности поведения людей в организациях. Грамотное управление организационным поведением является залогом успеха современных компаний.

Деловое совещание в конференц-зале.

2. Факторы, влияющие на организационное поведение

На организационное поведение влияет множество факторов. Рассмотрим основные из них.

Личностные характеристики сотрудников, такие как ценности, установки, темперамент - важный фактор организационного поведения. Например, человек с ярко выраженным лидерским типом личности будет вести себя иначе, чем интроверт.

Мотивация и стимулирование персонала позволяют направить организационное поведение в нужное русло. Материальная и нематериальная мотивация влияют на поведение сотрудников.

Групповая динамика в коллективе создает свои неформальные нормы и лидеров, которые могут как способствовать, так и противодействовать формальным целям организации.

Организационная культура и корпоративные ценности задают общие рамки и ориентиры поведения сотрудников.

Руководство компании и стиль лидерства менеджеров напрямую воздействуют на организационное поведение через принятие решений, личный пример, методы стимулирования и др.

Физические условия труда, организационный климат, корпоративная культура также влияют на поведение людей в организации.

Любые значимые изменения в компании могут вызвать сопротивление персонала и негативно сказаться на оргповедении.

Таким образом, на организационное поведение воздействует комплекс взаимосвязанных факторов, которые необходимо учитывать менеджерам.

3. Методы изучения организационного поведения

Для изучения организационного поведения применяются различные методы исследования.

  • Наблюдение - метод сбора первичных данных путем непосредственного наблюдения за поведением сотрудников в организации.
  • Опросы - анкетирование, интервьюирование сотрудников для выявления мнений, установок, ценностей.
  • Анализ документов - изучение внутренней документации компании, выявление закономерностей.
  • Эксперимент - моделирование ситуаций в организации для изучения реакций сотрудников.
  • Кейс-стади - детальный анализ отдельных ситуаций, случаев оргповедения.

Комплексное применение этих методов дает наиболее полную картину организационного поведения.

Команда сотрудников обсуждает проект в офисе.

4. Теории мотивации в организационном поведении

Существует несколько основных теорий мотивации, объясняющих поведение людей в организации:

  • Иерархия потребностей Маслоу - люди мотивированы удовлетворением разных уровней потребностей.
  • Теория ERG К. Альдерфера - выделяет 3 группы потребностей: существования, связи и роста.
  • Теория приобретенных потребностей МакКлелланда - выделяет 3 вида потребностей: власти, успеха, причастности.
  • Двухфакторная теория Герцберга - выделяет гигиенические и мотивирующие факторы.

Эти теории помогают менеджерам понять мотивацию персонала и управлять ею.

5. Личность как фактор организационного поведения

Личностные характеристики сотрудников оказывают существенное влияние на их поведение в организации. К таким характеристикам относят:

  • Ценности и установки
  • Черты характера
  • Способности
  • Темперамент
  • Мотивация

Например, человек с выраженным лидерским типом личности будет вести себя иначе, чем интроверт. Учет личностных особенностей позволяет эффективно управлять поведением.

6. Групповая динамика в организационном поведении

Люди в организации объединяются в группы. Групповая динамика оказывает влияние на поведение сотрудников. Важно учитывать такие аспекты:

  • Нормы и роли в группе
  • Лидерство
  • Сплоченность
  • Конфликты
  • Сопротивление изменениям

Грамотное управление групповой динамикой позволяет направить усилия сотрудников в нужное русло и повысить эффективность.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.