Транспортные расходы
Практически у любого предприятия в ходе его хозяйственно-финансовой деятельности возникает необходимость тщательно контролировать и правильно учитывать транспортные расходы. Порядок их учета определяется по условиям заключенных договоров с покупателями и продавцами. Если в договоре отражено условие, что покупатель самостоятельно компенсирует все расходы на транспортировку, сумма компенсации является доходом предприятия-поставщика. Оплата доставки грузов железнодорожным транспортом поставщиком является расходом, уменьшающим налогооблагаемую базу. Так, при превышении компенсации над расходами, понесенными на доставку товаров покупателю, у предприятия возникает налоговая база для налога на прибыль.
Существует 2 вида транспортных расходов:
1. Те, что входят в стоимость поставки товара, при этом в цену поставки уже включены все расходы на доставку до потребителя.
2. Те, что при согласовании продажной цены с условием «склад поставщика» выделяются отдельной строкой. Покупатель оплачивает стоимость доставки товаров помимо самой их стоимости, указанной в договоре. Поставщик обязан представить покупателю первичные документы, что подтверждают факт таких расходов и их оплату. По своей сути договор на поставку разбивается на 2 части. В первой содержатся условия купли-продажи, во второй – элементы договора о предоставлении транспортных услуг. При этом поставщик является агентом поставки, а покупатель – принципалом.
Транспортные расходы на доставку товарной продукции зачастую в ее стоимости составляют значительную часть. Поэтому в счетах на товары, выставляемых поставщиками, такие затраты часто выделяются отдельной строкой, хотя они могут быть и просто включены в стоимость. В этом случае понятно, что покупатель оплачивает расходы продавца на транспортировку. Отображение таких операций в учете зависит от документального оформления.
Если транспортные расходы по договору организации-перевозчика не компенсируются покупателем, они включаются в расходы на продажу. Если же по договору расходы перевозчика возмещаются покупателем, они отражаются на счете 76 «Расчет с разными дебиторами и кредиторами».
Транспортные расходы, проводка которых в бухучете зависит от условий поставки, отражают следующим образом:
- выполненные транспортом и собственными силами поставщика – в кредите счета 44, на котором учитывают продажи;
- выполненные транспортной организацией, авиацией, железнодорожным транспортом, морским и речным транспортом или другими предприятиями-перевозчиками – по кредиту счета 76 (не отражая их в составе выручки). Их можно учитывать и на транзитных расчетных счетах. Для ведения такого учета продавец должен документально подтвердить, что он выполняет только функции посредника и не оказывает транспортные услуги самостоятельно.
При продаже товаров с услугами транспортных организаций и отражении в учете соответствующих проводок делаются и такие:
- Дт 60 Кт 51 – оплачены услуги организации-перевозчика;
- Дт 76 Кт 60 - отражается задолженность покупателей за транспортировку товара;
- Дт 51 Кт 76 - поступление денег для возмещения расходов на транспортировку.
Транспортные расходы бывают:
- прямые (расходы на доставку товарной продукции до склада, не включенные в стоимость товаров). Прямые расходы, что относятся к остаткам на складе, определяют по средним процентам за месяц с учетом остатка на его начало.
- косвенные (все остальные).
Таким образом, расходы, что участвуют в формировании стоимости товаров и отражены в первичном документе отдельной строкой, для налогообложения распределяются на остатки товарной продукции на складе. Не выделяемые отдельной строкой расходы на транспортировку распределять не надо.
Расходы на транспортировку, что учитываются на сч. 44, включают в себестоимость проданных товаров прямым методом. Если же такое распределение невозможно, эти затраты распределяют между разными наименованиями товаров по их объему или весу, производственной себестоимости.
Транспортные расходы на доставку товарной продукции до склада вместе с суммой, оплаченной по договору поставщику, представляют собой фактические затраты на покупку товара и увеличивают себестоимость всей нереализованной продукции.
При покупке товарно-материальных ценностей предприятие несет разные сопутствующие расходы, такие как затраты на страховку и транспортировку груза, на оплату услуг порта, таможенные платежи, комиссионные брокеру. Эти расходы называются транспортно-заготовительными. Их учет ведется на счете, предназначенном для учета товаров (281, 286, 282). Фактическая себестоимость материалов включает:
- стоимость материала;
- транспортно-заготовительные расходы (ТЗР).
Для облегчения распределения этих расходов можно принять такие методы:
1. Если ТЗР не более 10% стоимости, их сумма полностью списывается на счета производства и стоимость проданных материалов.
2. Распределяются ТЗР в текущем месяце по удельному весу (в % к стоимости материалов), сложившемуся на начало месяца.
3. ТЗР относят по нормативу, закрепленному в плановых калькуляциях, к стоимости использованных материалов.
4. ТЗР ежемесячно списывают на стоимость отпущенных (использованных) материалов (если их удельный вес до 5%).