Закон перехода количества в качество сопряжен с диалектикой известных философов, которые открыли для общества разные концепции бытия. Связь с природой и человеком – истина, которую нужно постичь за счет преобразования количества в качественную форму жизни. Диалектика – это метод мышления и интерпретации мира, как природы, так и общества. Это способ взглянуть на вселенную, которая из аксиомы указывает, что все находится в постоянном состоянии изменений и потоков. Но не только это. Диалектика объясняет, что изменение и движение связаны с противоречием и могут иметь место только через контрастные трактовки мыслей. Поэтому вместо гладкой непрерывной линии прогресса у нас есть линия, которая прерывается внезапными периодами, когда медленные, накопленные изменения (количественное изменение) подвергаются быстрому ускорению, в котором количество трансформируется в качество. Диалектика – это логика противоречия.
Закон перехода количества в качество: философия жизни и бытия
Законы диалектики были детально разобраны Гегелем, в чьих писаниях они появляются в мистифицированной, идеалистической форме. Именно Маркс и Энгельс впервые представили научную диалектику, то есть материалистическую основу. «Благодаря мощному импульсу, данному мысли французской революции, Гегель предвосхитил общее движение науки, но поскольку это было всего лишь ожидание, он получил от Гегеля идеалистический характер».
Гегель действовал с идеологическими тенями, поскольку Маркс продемонстрировал, что движение этих идеологических теней не отражает ничего, кроме движения материальных тел. В трудах Гегеля есть много ярких примеров закона диалектики, взятых из истории и природы. Но идеализм Гегеля обязательно придавал его диалектике весьма абстрактный и произвольный характер. Для того, чтобы диалектика служила «Абсолютной идеей», Гегель был вынужден навязать схему природе и обществу в плоском противоречии с самим диалектическим методом, который требует, чтобы мы вывели законы данного явления из скрупулезно объективного исследования предмета.
Таким образом, если говорить кратко о законе перехода количества в качество, далеко не просто провести сглаживание идеалистической диалектики Гегеля, произвольно навязанной истории и обществу, как часто утверждают его критики. Сам метод Маркса был как раз противоположным.
Азбука философии как метод искусственного познания
Когда мы сначала размышляем о мире вокруг нас, мы видим огромный и удивительно сложный ряд явлений, паутину, бесконечные изменения, причины и следствия, действия и реакции. Движущей силой научного исследования является стремление получить разумное представление об этом изумительном лабиринте, понять его, чтобы победить. Мы ищем законы, которые могут отделить необходимое от конкретного, случайное от необходимого и позволить нам понять силы, порождающие явления, которые нам противостоят. Закон перехода количества в качество, по словам физика и философа Дэвида Бома, это состояние трансформации. Он считал:
В природе ничто не остается постоянным, все находится в состоянии трансформации и изменений. Однако мы обнаруживаем, что ничто не выплескивается из ничего, не имея предшествующих событий, которые существовали раньше. Точно так же ничто никогда не исчезает бесследно. Есть ощущение, что в более поздние времена оно не порождает абсолютно ничего. Эта общая характеристика мира может быть выражена в терминах принципа, который суммирует огромную область различных видов опыта и который до сих пор не противоречил ни в одном наблюдении или эксперименте.
На чем основывается диалектическая направленность?
Основным предложением диалектики является то, что все находится в постоянном процессе изменений, движения и развития. Даже когда нам кажется, что ничего не происходит, на самом деле материя всегда меняется. Молекулы, атомы и субатомные частицы постоянно меняются, всегда в движении.
Таким образом, диалектика является, по существу, динамической интерпретацией явлений и процессов, происходящих на всех уровнях как органической, так и неорганической материи. Это не механическая концепция движения как нечто, привносимое инертной массе внешней «силой», а совершенно иное понятие материи как самодвижущейся силы. Для философов материя и движение (энергия) были одним и тем же, двумя способами выражения одной и той же идеи. Эта идея была блестяще подтверждена теорией Эйнштейна об эквивалентности массы и энергии.
Потоки в самосознании бытия
Все находится в постоянном движении, от нейтринов до суперкластеров. Сама земля постоянно движется, вращаясь вокруг Солнца один раз в год и по собственной оси один раз в день. Солнце, в свою очередь, вращается вокруг своей оси раз в 26 дней и вместе со всеми другими звездами нашей галактики путешествует один раз вокруг галактики в 230 миллионов лет. Вероятно, еще большие структуры (кластеры галактик) также имеют какое-то общее вращательное движение. Это, по-видимому, характерно для материи вплоть до атомного уровня, где атомы, которые составляют молекулы, вращаются друг относительно друга с разной скоростью. Это закон перехода количества в качество, примеры в природе которых можно предоставить в общей сложности всюду. Внутри атома электроны вращаются вокруг ядра на огромных скоростях.
- Электрон обладает качеством, известным как внутренний спин.
- Он как бы вращается вокруг своей собственной оси с фиксированной скоростью и не может быть остановлен или изменен, кроме как путем разрушения электрона как такового.
- Философский закон перехода количества в качество можно трактовать иначе, как скопление материального, которое образует количественную силу. То есть дать обратное понимание и действие закону.
- Если спин электрона увеличивается, он настолько резко изменяет его свойства, что приводит к качественному изменению, создавая совершенно другую частицу.
Величина, известная как угловой момент, – комбинированная мера массы, размера и скорости вращающейся системы, используется для измерения спина элементарных частиц. Принцип квантования спина фундаментален на субатомном уровне, но также существует в макроскопическом мире. Однако его эффект настолько бесконечно мал, что его можно считать само собой разумеющимся. Мир субатомных частиц находится в состоянии постоянного движения и ферментации, в котором ничто не совпадает с самим собой.
Частицы постоянно меняются в свои противоположности, так что невозможно даже утверждать свою идентичность в любой момент времени. Нейтроны превращаются в протоны, а протоны – в нейтроны в непрерывном обмене тождествами. Это и есть закон взаимного перехода количества в качество.
Философия по Энгельсу как закон об общем движении материальных ценностей
Энгельс определяет диалектику как «науку об общих законах движения и развитии природы, человеческого общества и мысли». Раньше он также проводил опыты на природных явлениях, однако потом решил заняться наблюдением, чтобы познать истину. Он рассказывает о законах диалектики, начиная с трех основных:
- Закон перехода количества в качество и обратно в исходную форму.
- Закон взаимопроникновения противоположностей.
- Закон отрицания отрицания.
На первый взгляд такое требование может показаться чрезмерно амбициозным. Действительно ли можно разработать законы, которые имеют такое общее применение? Может ли быть базовая картина, которая повторяется в работе не только общества и мысли, но и самой природы? Несмотря на все такие возражения, становится все более очевидным, что такие модели действительно существуют и постоянно появляются на всех уровнях различными способами. И есть все большее число примеров, взятых из областей, столь же разнообразных, как субатомные частицы для изучения населения, которые придают больший вес теории диалектического материализма.
Диалектическая мысль и ее роль в жизни
Существенная точка диалектической мысли заключается не в том, что она основана на идее изменения и движения, а на том, что она рассматривает движение и изменяется, как явления, основанные на противоречии. В то время как традиционная формальная логика стремится изгнать противоречие, диалектическая мысль охватывает ее. Противоречие является важной особенностью всего бытия, как говорится в законе Гегеля о переходе количества в качество на субстанционном уровне. Он лежит в основе самой материи. Это источник всех движений, изменений, жизни и развития. Диалектический закон, выражающий эту идею:
- Это закон единства и взаимопроникновения противоположностей.
- Третий закон диалектики, отрицание отрицания, выражает понятие развития.
- Вместо замкнутого круга, где процессы постоянно повторяются, этот закон указывает, что движение через последовательные противоречия фактически приводит к развитию, от простого к сложному, от низшего к высшему.
- Процессы не повторяются точно таким же образом, несмотря на видимость обратного.
- Эти, в очень схематическом плане, являются тремя наиболее фундаментальными диалектическими законами.
- Из них возникает целый ряд дополнительных предложений, связанных с отношением между целым и частью, формой и содержанием, конечным и бесконечным, притяжением и отталкиванием.
Это мы попытаемся решить. Начнем с количества и качества. Закон диалектики перехода количества в качество и его преобразования имеет чрезвычайно широкий диапазон применений – от самых маленьких частиц вещества на субатомном уровне до самых известных явлений, известных человеку. Это можно увидеть во всех видах проявлений и на многих уровнях. Но этот очень важный закон еще не получил признания, которого он заслуживает.
Древняя философия – на инстинктивном уровне использована в природе
Трансформация количества в качество уже была известна мегаранским грекам, которые использовали ее для демонстрации определенных парадоксов, иногда в виде шуток. Например: «Солома, которая сломала спину верблюда», «Многие руки делают легкую работу», «Постоянное капание изнашивает камень» (вода точит камень) и т. д.
Во многих законах философии переход количества в качество проник в народное сознание, как остроумно заметил Троцкий:
Каждый человек в какой-то мере диалектик, в большинстве случаев, бессознательно. Домохозяйка знает, что определенное количество соляных ароматов для супа приятно, но эта добавленная соль делает суп непривлекательным. Следовательно, неграмотная крестьянка ведет себя в приготовлении супа по Гегелевскому закону превращения количества в качество. Подобные примеры из повседневной жизни можно было бы приводить без конца.
Поэтому можно смело говорить о том, что в мире все происходит наподобие самосознания, естественным путем. Если кто-то устает, организм, как элемент получения количественной усталости, собирается отдохнуть. На следующий биологический день качество работы будет лучше, иначе количество даст обратный эффект качественным делам. То же самое будет при обратном раскладе – природа здесь задействована как механизм влияния извне.
Инстинкты или диалектика выживания?
Даже животные приходят к своим практическим выводам не только на основе Аристотелевского силлогизма, но и на основе Гегелевской диалектики. Таким образом, лиса осознает, что четвероногие и птицы питательны и вкусны. При обнаружении зайца, кролика или курицы, лиса думает: "Это особое существо принадлежит вкусному и питательному типу". У нас здесь полный силлогизм, хотя лиса никогда не читала Аристотеля. Однако, когда одна и та же лиса встречает первое животное, которое превышает ее по размеру, например, волка, она быстро приходит к выводу, что количество переходит в качество, и идет в бегство. Ясно, что лапы лисы оснащены «гегелевскими тенденциями», даже если последние не полностью сознательные.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что закон перехода количества в качество – это внутренние отношения природы с живым существом, которые были преобразованы в язык сознания, и тогда человек был способен обобщить эти формы сознания и превратить их в логические (диалектическими) категории, тем самым создавая возможность более глубоко проникнуть в мир флоры и фауны.
Край хаоса Пера Бака – самоорганизация критичности
Несмотря на кажущийся тривиальный характер этих примеров, они раскрывают глубокую правду о том, как работает мир. Возьмем пример кучи кукурузы. Некоторые из последних исследований, связанных с теорией хаоса, сосредоточены на критической точке, где ряд небольших вариаций приводит к массовому изменению состояния (в современной терминологии это называется «краем хаоса».) Работа физика-датчанина Пера Бака и других о «самоорганизованной критичности» использовала именно пример песчаной кучи, чтобы проиллюстрировать глубокие процессы, которые происходят на многих уровнях природы и соответствуют точно закону перехода количества в качество. Иногда эти материи просто незаметны, и человек не замечает простого в количественном изменении.
Примеры закона перехода количества в качество – что является крайним звеном?
Одним из примеров этого является груда песка – точная аналогия с кучей зерна мегаваров. Мы бросаем песчинки по одной на плоскую поверхность. Эксперимент проводился много раз, как с реальным песком, так и в компьютерном моделировании, чтобы понять закон перехода количества в качество. Некоторое время они просто накапливаются друг на друге, пока не сделают маленькую пирамиду. Как только это будет достигнуто, любые дополнительные зерна будут либо находить место на куче, либо разбалансировать одну сторону горки настолько, что некоторые другие зерна упадут вниз.
В зависимости от того, как другие зерна сбалансированы, горка может быть очень маленькой или разрушительной, забирая с собой большое количество зерен. Когда куча достигает этой критической точки, даже одно зерно может сильно повлиять на все вокруг. Этот, казалось бы, тривиальный пример обеспечивает отличную «модель крайнего хаоса» с широким спектром примеров от землетрясений до эволюции; от биржевых кризисов до войн. Пример закона перехода количества в качество продемонстрирован на куче песка. Она растет, но при этом излишки песка скользят по бокам. Когда весь лишний песок падает, результирующая песочная куча называется «самоорганизующейся». Она «организует себя» в соответствии со своими собственными законами, пока не достигнет состояния критичности, где песчинки становятся крайне уязвимы на вершине.