Начало XIX века принесло России большое количество чудесных поэтов, из которых мы помним в основном только Лермонтова и Пушкина. Тем не менее одним из ярких представителей поэтического кружка XIX века стал Евгений Абрамович Баратынский.
Краткая биография Баратынского
Баратынский вырос в семье отставного генерал-лейтенанта и фрейлины императрицы Марии Федоровны. В детстве хотел посвятить себя военно-морской службе, поступил в самое престижное учебное заведение империи – Пажеский корпус. Спустя четыре года Баратынский был исключен с запретом поступать на государственную службу, что оставило значительный след в его биографии.
На несколько лет Баратынский уезжает в деревню в Смоленскую губернию, где и начинает писать стихи.
В 1819-м поступает в Егерский полк в Петербурге. Знакомится с Дельвигом, Пушкиным, Вяземским, Кюхельбекером. Начинает печать свои первые стихотворения. Становится постоянным гостем дружеских поэтических вечеров.
После повышения по службе некоторое время живет в Финляндии. Долгое время вел тихую, спокойную, уединенную жизнь. После разрешения состоять при штабе генерала начинает вращаться в светских кругах. Евгений увлекается женой генерала – образ Закревской потом неоднократно прослеживается в его творчестве.
В связи с болезнью матери выходит в отставку и уезжает в Москву, там же женится. После издания поэм «Эда» и «Пиры» становится известным и желанным автором во многих журналах и альманахах, в частности, в журнале Дельвига «Северные цветы» и «Московском телеграфе» Полевого.
После восстания декабристов уходит в частную жизнь, считая невозможным близкие отношения поэта и власти. Продолжает писать для литературных журналов, управлять своим имением, посещать литературные встречи.
В 1843 году отправляется в путешествие по Европе, где в 1844 году скоропостижно умирает.
Характерные особенности творчества
Баратынскому была свойственна долгая работа над своими произведениями. Благодаря этому он стал одним из видных поэтов-романтиков своего времени. Для его творчества характерно:
- сосредоточенно-элегическое настроение;
- отсутствие социальной тематики;
- диалектизм (анализ душевных переживаний человека);
- выразительность и легкость слога;
- торжественно-скорбные настроения.
Критики считали Баратынского в первую очередь поэтом Пушкинской школы, поэтому не приняли его позднего творчества.
Анализ стихотворения Баратынского «Признание»
В 1824 году Баратынский увлекается женой генерала Аграфеной Закревской. Стихотворение Баратынского «Признание» написано именно в этом году. Вероятно, стихотворение посвящено именно ей. Анализ "Признания" Баратынского интересен тем, что стихотворение получило высокую оценку Пушкина.
В стихотворении Баратынский представляет нам мысли молодого человека, на первый взгляд - в форме монолога. Потерявший былое чувство любви, юноша как бы рассказывает своей бывшей возлюбленной, почему так произошло, отвечая на ее вопросы, предупреждая ее возражения. Таким образом, в стихотворении появляются сразу же два лирических героя – говорящий молодой человек и безмолвная героиня, между которыми завязывается разговор.
Герой Баратынского в своем признании говорит возлюбленной, что его чувства безвозвратно угасли, что они неподвластные времени. Он просит не ревновать к другой – нет никакой другой. Таким образом, в стихотворении "Признание" Баратынский проводит две линии: борьбы любви и времени и борьбы любви и общества. Чувство угасло со временем, но герой рад, что оно было настоящим. Он говорит о будущей любви по расчету, потому что так требуют от него социальные установки, и сожалеет, что настоящего чувства в его жизни, может быть, больше и не будет.
Герой смирился с таким положением и просит смириться с ним и свою бывшую возлюбленную.
Анализ выразительных средств стихотворения Баратынского
Для более полного раскрытия идеи стихотворения «Признание» Баратынский использует богатый арсенал изобразительно-выразительных средств.
Это и нарушение порядка слов («Я сердца своего не скрою хлад печальный»), и олицетворения («безжизненны мои воспоминания»), сравнения («жила неверной тенью»), риторические вопросы («кто знает?»), антитезы («мы не сердца под брачными венцами, мы жребии свои соединим»), анафоры («путь новый я избрал, путь новый избери»).
Стоит отметить большое количество эпитетов – «хлад печальный», «бури жизненной», «печаль бесплодная».
Интересны частые обращения к героине без наличия самих обращений – в виде глаголов повелительного наклонения – «верь», «возьми», «избери».