Педагогическая действительность требует постоянного изучения. Сложно переоценить значение педагогики для современного общества. Это наука, которая занимается воспитанием и обучением будущих поколений тех, кто станет непосредственными членами общества, тех, кто будет участвовать в управлении страной и т.д. Поэтому важно найти эффективные методы обучения.
Как и в любой науке, в педагогике постоянно проводятся исследования, которые включают эксперименты, наблюдения и т.д. Их целью является получение новых знаний, подтверждение теорий или их опровержение. В том числе и проводятся исследования, которые новые методы исследования в педагогике.
Получение знаний об окружающей педагогической действительности всегда подчиняется определённым правилам. Зачастую эти правила формировались на протяжении долгого времени, они требовали тяжёлого труда многих известных педагогов. Но с тех пор, они стали разделяться на несколько основных групп.
Разделение методов на основные группы
Существует несколько основных групп, на которые разделяют методы исследования в педагогике. Все они направлены на то, чтобы познавать объективную реальность. Каждая наука оперирует собственными методами исследования, они помогают добывать новые знания и двигаться вперёд. В педагогике также существуют такие методы, но только классифицируются они по-другому.
К первой группе относятся традиционно-педагогические методы исследования в педагогике. Как видно из названия, сюда относятся все те методы, которые были изведаны давно и которые перешли в современную науку по наследству. Часть этих методов может насчитывать сотни лет, а период их возникновения может относиться ко времени Платона, Коменского или Пестелоцци.
Какие традиционные методы научного исследования в педагогике можно выделить? Конечно, это наблюдения, которым пользовались ещё в древности. Только оно не имеет ничего общего с обычным наблюдением, это гораздо более тонкий научный процесс, перед которым поставлены конкретные задачи, а все полученные данные подвергаются глубокому анализу. Другие методы – изучение опыта и продуктов ученического творчества. Они помогут ответить на многие вопросы, стоящие перед педагогами и исследователями.
Важным способом исследования, без сомнения, является педагогический эксперимент. Это своего рода опыт, которые можно поставить и в педагогических исследованиях. Главной его особенность и отличием от других методов является то, что он может созидать и моделировать конкретную ситуацию, которая стоит перед исследователем, тогда как другие методы помогают лишь фиксировать данные.
В основе любого эксперимента должна лежать конкретная теория или гипотеза. Этот опыт направлен на то, чтобы получить сведения, которые помогут подтвердить или опровергнуть теорию. Этого зачастую лишены другие методы исследования в профессиональной педагогике.
Эксперимент помогает создать условия, которые порой невозможно получить в естественной среде. Это может привести к получению некоего желаемого результата, либо наоборот, результаты могут быть отрицательными, но на основе этого уже можно делать выводы.
Относительно новыми являются различные тесты, которые также включают в методы исследования в педагогике. Тестирование началось применяться для получения сведений в 80-90 годы двадцатого века. После получения положительных результатов они начали распространяться по всему миру и широкого использоваться в педагогике.
Тестирование помогает составить статистическое представление об изменениях в успеваемости школьника, о том, чего он достиг и как на него влияет та или иная система. Они помогают выразить качественные изменения в цифрах, что помогает лучше понять, насколько эффективны даже те или иные методы исследования в педагогике.