Доверенность организации на организацию составляется, когда предприятие хочет передать свои полномочия другой компании. В статье рассмотрены особенности составления доверенности, требования к ней и правовые аспекты, которые важны при делегировании полномочий от одного юридического лица к другому.
Когда понадобятся документы
Как правило, взаимодействие между юридическими лицами происходит на основании договоров. А представительство компании оформляют на физическое лицо. Ситуации, когда оформлять доверенность от организации на организацию, бывают нечасто. Это подтверждает отсутствие четкого законодательного регулирования на представительство компанией.
Однако существует ряд ситуаций, когда необходимо выдать доверенность для другого предприятия, чтобы представлять интересы собственной компании. Например, таможенные брокеры могут попросить предъявить доверенность юридическому лицу, которое осуществляет перевозки или владеет складами хранения. И это требование будет законным, несмотря на оформленный договор между компаниями. Чтобы избежать проблем с оформлением определенных документов, компания может выписать на представление организации.
Доверенность понадобится в том случае, если компания хочет, чтобы сотрудники другой организации получали за нее корреспонденцию. Еще возможно оформить договор представительства с организацией, которая предоставляет юридические услуги (например, в суде).
Законодательство не закрепляет прямой возможности для возложения полномочий на организацию, но и не запрещает этого. В п. 3 ст. 45 ГК РФ указано, что юридическое лицо может быть представителем, если обладает соответствующим правомочием. Также это указано в рекомендациях нотариальной палаты.
Есть множество случаев, когда представлять интересы компании должно юридическое лицо. И договоры об услугах не могут быть предъявлены третьим лицам в качестве документа о представительстве. Для этого необходимо оформлять доверенность, которая возлагает определенные полномочия на организацию.
Как выдать доверенность
При подготовке доверенности организации на организацию следует выполнять те же действия, как и при оформлении обычного представительства. Документ может быть срочным и бессрочным, составленным в простой форме или нотариально заверенным.
Общие правила
При составлении доверенности организации на организацию должны быть указаны следующие пункты:
- Полное наименование организации, которая выписывает документ на представительство, ее реквизиты, адрес регистрации, ИНН и прочее.
- Если доверенность выдается директором, следует указать его Ф.И.О. Когда этим занимается уполномоченное лицо, необходимо вписать его данные и документ, на основании которого он совершает свою деятельность.
- Реквизиты и полное название компании, которая получает полномочия.
- Данные договора, на основании которого выдается документ о представительстве.
- Перечень полномочий, осуществляемых компанией-представителем (например, внесение оплаты за услуги, представление интересов в суде).
- Право на передоверие. Если его не указать, то компания не сможет выписывать доверенность на сотрудника организации и поручать действовать в рамках указанного документа. Поэтому право на передоверие необходимо в обязательном порядке внести.
- Дата окончания действия доверенности.
- Дата составления документы.
После того как документ был составлен, его подписывает главный директор или уполномоченное лицо и ставится печать на доверенность организации. С этого момента поручительство вступает в силу.
Срок действия доверенности
Документ на представительство не имеет ограниченного срока действия. Его можно выдать и на 5 лет, и на 10 лет. Если в бланке доверенности на организацию не указан конкретный срок окончания действия, то она имеет юридическую силу в течение 1 года. После истечения периода актуальности документа он признается ничтожным.
Полномочия
В доверенности на представителя организации должен быть указан конкретный перечень полномочий. Документ на представительство может быть:
- разовым - на одно конкретное юридическое действие;
- специальным - выдается для совершения однотипных действий в течение определенного периода времени;
- общим (генеральным) - представляет полную свободу деятельности в представительстве.
Объем полномочий представителя в документе может быть указан как в общей формулировке, так и более детально. Наиболее распространенными полномочиями для поверенного лица являются:
- Управление и распоряжение имуществом организации за исключением случаев, когда сделка находится только в компетенции общего собрания акционеров.
- Представление компании в государственных или муниципальных органах, а также в других организациях и учреждениях.
- Ведение от имени общества гражданские и административные дела со всеми процессуальными действиями в судебных органах.
- Получение любой корреспонденции от имени доверителя.
- Распоряжение денежными наличными и безналичными средствами компании.
- Любые другие действия, которые указаны в документе.
Отмена действия доверенности
Руководитель предприятия может отменить действие доверенности в любой момент. В этом случае передоверие также утрачивает юридическую силу. Лицо, выдавшее документ, должно уведомить представителя о прекращении полномочий. Данное действие предполагает немедленный возврат доверенности доверителю.
Исходя из статьи 188 Гражданского кодекса, уполномочивающий документ теряет юридическую силу в следующих случаях:
- отмена поручителем;
- истечение срока действия доверенности;
- отказ в исполнении полномочий представителем;
- реорганизация или прекращения деятельности юридического лица.
Виды доверенностей
Доверенность предоставляет конкретному юридическому лицу возможность совершать определенные действия. Наиболее распространенными видами документа о представительстве являются:
- доверенность на право подписи документов - выдается для осуществления деятельности во время оформления каких-либо договоров (так, юридическому лицу можно передать возможность подписывать документы от имени другой организации, если это необходимо);
- доверенность на получение технико-материальных ценностей - предоставляет право другим лицам принимать ТМЦ по заказу или договоренности с поставщиком;
- доверенность на получение корреспонденции - документ оформляется, когда адресат по уважительным причинам не может получать почту;
- доверенность на получение заработной платы;
- на получение пенсии;
- на представление застрахованного лица перед страховой компанией;
- на получение груза;
- доверенность на управление автомобилем;
- доверенность в ФСС - передает право представлять интересы организации в Фонде социального страхования;
- в ПФР - предоставляет возможность поверенному лицу получать документы, сдавать отчетность в Пенсионном фонде;
- в банк - дает полномочия поверенному лицу совершать банковские операции от имени предприятия (как правило, выдается такая доверенность на руководителя организации);
- в налоговую.
Отмена действия доверенности после увольнения руководителя
Бывают случаи, когда новый директор вступает в должность, но понятия не имеет, кто представляет интересы компании. Однако следует знать, что после увольнения или смерти руководителя действие доверенности не прекращается. Дело в том, что он выдал документ о представительстве не от своего имени, а от юридического лица, которое продолжает существовать.
В статье 188 ГК РФ указаны все причины прекращения действия доверенности, и среди них нет такой причины, как утрата служебных полномочий директором. Но также следует помнить, что сотрудник, на имя которого была выдана доверенность, после увольнения не теряет своих полномочий по документу о представительстве. Поэтому, увольняя подчиненных, следует отзывать у них право поручительства.
Таким образом, доверенность организации на организацию предоставляет возможность от имени одного юридического лица совершать определенные действия другой компанией. Процесс оформления документа о представительстве для другого предприятия идентичен порядку выдачи доверенности для физического лица. Условия прекращения действия поручительства описаны в Гражданском Кодексе РФ так же, как и основания для передачи представительства.