Каждое серьезное строительство начинается с составления и утверждения сметной документации. Эти документы дают возможность очень точно рассчитать затраты на строительство, а также следить за расходованием денежных средств при возведении какого-либо сооружения. Составить смету на строительство - дело нелегкое. Ошибки возможны как у частного застройщика, так и у подрядной организации. Ведь трудно правильно учесть все статьи расходов, а также непредвиденные затраты. По этой причине крупные строительные компании создают свои сметные отделы, а небольшие компании обращаются в специализированные организации, которые знают, как правильно составить смету.
Что такое смета и для чего она используется?
Что такое смета? Это финансовый документ, который является обязательной частью договора независимо от формы собственности подрядчика. Составление сметы происходит по двум основным категориям затрат:
- закупка строительных материалов;
- выполнение работ.
При этом есть ряд организационных и технических вопросов, которые требуют тщательной проработки:
- сроки строительства;
- предполагаемый объем работ;
- количество материалов;
- используемые технологии;
- количество рабочего персонала;
- планирование этапов, объемов финансирования.
Помимо этого, сметы затрат помогают следить за тем, чтобы выполняемые работы шли строго по графику, что актуально при проведении надзора заказчиком, технического контроля. Следует отметить, что процесс составления сметы полностью себя окупает и оправдывает в течение строительства.
Составление сметы позволяет заказчику тщательно продумать все стадии проведения работ, и при необходимости внести поправки до начала строительства. Строительным компаниям этот документ дает возможность минимизировать бюрократию и бесконтрольное размножение электронной и бумажной документации. Помимо этого, наличие ориентировочной сметы и проекта позволяют заказчику назначить тендер среди организаций-подрядчиков. А затем контролировать качество работы и объем материального вознаграждения.
Достаточно частой является практика заказа смет у различных проектных организаций. В итоге, клиент получает ряд смет с широким диапазоном цен. Так получается, потому что в разных компаниях отличаются расценки, поставщики, транспортные средства, количество персонала. Сравнив полученные сметы, можно легко понять, где скрываются различия.
Строительные организации, которые беспокоятся о своей репутации, могут подключить заказчика к обсуждению основных позиций сметы. При этом они доступно объяснят, где есть смысл экономить, и где это бессмысленно или даже плохо.
Разделы сметы
Теперь, когда получено общее представление о том, что такое смета, можно конкретнее рассмотреть ее содержание. Она содержит много позиций, которые первоначально могут показаться ненужными. Опыт показывает, что наличие всех позиций оправдывает себя. Примером могут послужить расходы на согласования, бюрократию, получение разрешений от чиновников, эксплуатацию транспорта. Эти статьи расходов могут составлять до 15% от всей стоимости объекта.
К обязательным позициям следует отнести:
- разработку, составление всего сметного пакета, соответствующего проектному решению;
- оптимизацию, проверку смет, если они были заказаны у сторонней организации;
- согласование, защиту смет в организациях, специализирующихся на экспертизах.
Каждая смета старается охватить непредвиденные расходы, которые могут составить до 2%. Хотя в реальности эта цифра может достигать 5-10%. После обсуждения и согласования смета одобряется и подписывается заказчиком.
Надеемся, что данная статья помогла вам понять, что такое смета и где она используется.