В самом широком спектре хозяйственных отраслей применяются сметы. Они задействуются в бюджетной системе, деятельности частных корпораций. Сметы — в числе самых часто используемых документов в строительной сфере. Их разработка и экспертиза могут осуществляться как в соответствии с локальными внутрикорпоративными нормами, так и с учетом положений официальных источников права, действующих на различных уровнях. В каких разновидностях чаще всего представлены сметы? В чем заключается специфика их составления в российской бюджетной системе?
Что представляет собой смета?
Прежде чем рассматривать то, каким образом осуществляется разработка сметы, изучим, что она может представлять собой. В соответствии с распространенной точкой зрения под сметой следует понимать план расходов (в ряде случаев — также доходов) в рамках какого-либо проекта или направления хозяйственной деятельности.
Рассматриваемый документ может также применяться в контексте решения бухгалтерских задач. В этом случае основной частью сметы может быть план поступления, а также расходования средств, которые используются в целях финансирования различных хозяйственных задач предприятия. Есть сметы бюджетных учреждений, представляющие собой финансовый план, по которому денежные средства должны поступать в распоряжение государственной или муниципальной организации, а также расходоваться. Как правило, данная смета применяется в целях оценки итогов будущих финансовых операций.
Сметная стоимость
Следует различать рассматриваемый термин и понятие «сметная стоимость». В чем его специфика?
Смета — это документ, форма которого имеет структуру, адаптированную к финансовым задачам в рамках реализации того или иного проекта или плана расходования средств. Сметная стоимость — это сумма денежных средств, которые необходимы в целях реализации проекта с использованием заданного перечня материалов и привлечением запланированных работ — то есть, фиксируемая в форме рассматриваемого документа. Очевидно, сметная стоимость — неотъемлемая часть сметы. Без нее она фактически выступает лишь формой.
Разработка смет практически всегда предполагает исчисление соответствующей стоимости. При этом в целях решения данной задачи фирма может потратить наибольший объем ресурсов — технических, кадровых. Стоит отметить, что в некоторых случаях в сметах — как формах, отражается не вся стоимость проекта. Иногда она бывает зафиксирована с учетом лимитов, а не фактических показателей. Первые, как правило, не удовлетворяют назначению сметы — как документа, позволяющего достоверно оценить расходы (или доходы) в рамках реализации проекта.
Применение смет
В числе самых распространенных сфер применения данного документа — строительство, учет бюджетных обязательств. Как правило, в сметах не отражается график, в соответствии с которым решаются конкретные хозяйственные задачи. Поэтому многие предприятия предпочитают не применять соответствующего типа документы при работе с большими проектами, поскольку в этом случае есть вероятность допустить неточности в планировании.
Однако разработка сметы может быть незаменима, если отражение сведений о доходах или расходах в рамках проекта требуется исходя из структуры договора, в соответствии с которым фирма-исполнитель содействует решению задач заказчика по проекту. В этом случае смета будет неотъемлемой частью контракта. Потребуется ее заверение со стороны обоих участников правоотношений.
Во многих случаях смета представлена не одним, а несколькими документами: как правило, это обусловлено задачами, характерными для строительных и промышленных предприятий. В свою очередь, небольшие проекты, свойственные для хозяйственной деятельности малых фирм, например, оказывающих индивидуальные услуги для граждан, могут быть представлены одним источником, имеющим простую структуру.
Разработка сметы — типичная задача для бюджетного учреждения. Данный документ будет отражать доходы и расходы организации в соответствии с предписаниями вышестоящих органов или положениями регулирующего законодательства.
Чем отличается смета от проекта?
Существует близкий к смете по назначению, а в ряде случаев и по структуре тип документа — проект. Прежде всего можно отметить, что смета может быть частью проекта, и эта схема совместного использования рассматриваемых источников имеет широкое распространение. Порядок разработки проектов и смет в этом случае может фиксироваться в общих локальных нормативных источниках в силу того, что оба типа документа могут быть взаимосвязаны.
Проект, как правило, более содержательный и сложный по структуре источник. В нем могут приводиться, в частности, обоснования тех или иных статей расходов, или разъяснения касательно источников доходов. Смета же только фиксирует те и другие.
Проект является документом, требующим обычно более сложных процедур согласования, поскольку формулировки, приведенные в нем, могут касаться самых разных сторон реализуемого мероприятия, причем не всегда связанных с его финансовым обеспечением. В свою очередь, разработка сметы проекта обычно предполагает прохождение соответствующим документом меньшего количества инстанций при согласовании.
Классификация смет
Собственно, какими бывают сметы? Есть большое количество критериев, по которым могут быть классифицированы данные источники. Методы разработки сметы затрат на производство или оказание услуг будут в первую очередь зависеть от конкретного типа документа.
Есть источники локального типа. В них фиксируются затраты, как правило, по довольно узкому перечню работ или услуг, заказанных в рамках проекта. Но сведения, отраженные в локальной смете, как правило, являются максимально подробными. В этом суть рассматриваемого документа — предельная детализация издержек. Разработка сметы локального типа чаще всего необходима в связи с потребностью показать участникам проекта промежуточные цифры по его стоимости на начальном этапе реализации, когда более подробное отражение показателей затруднительно.
Есть объектные сметы. Фактически они объединяют документы, относящиеся к локальным, что коррелируют с каким-либо определенным объектом — например, зданием или сооружением, если речь идет о строительной смете. Примечательно, что объектный документ во многих случаях позволяет учесть фирме косвенные затраты, которые могут быть связаны, к примеру, с сезонным ростом цен на какие-либо материалы или работы.
Если локальный источник чаще всего разрабатывается фирмой самостоятельно, то договор на разработку сметы объектного типа уже может быть заключен со сторонней специализированной организацией, которая предоставляет услуги по составлению соответствующих документов.
Следующий тип документов, в которых отражаются доходы и расходы — сводный расчет. В нем отражаются сведения по всем существующим сметам, которые позволяют достоверно оценить платежную нагрузку предприятия, связанную с реализацией проекта.
Разработка локальных смет, объектных, а также тех, что относятся к сводным источникам, может осуществляться как по внутрикорпоративным регламентам, так и с учетом правовых норм, зафиксированных в федеральном законодательстве.
Еще один распространенный критерий классификации смет — отнесение их к той или иной хозяйственной отрасли. Так, может быть осуществлена разработка смет транспортных расходов или, к примеру, относящихся к финансовым услугам.
В числе самых востребованных документов соответствующего типа — те, что применяются в сфере строительства, а также в деятельности бюджетных учреждений. Рассмотрим их особенности подробнее.
Строительные сметы
Данного типа сметы разрабатываются в целях определения объема денежных средств, которые необходимы для реализации строительных проектов — как правило, относящихся к категории капитальных. Сметы в строительстве составляются с учетом предпочтений заказчика, который оплачивает соответствующие расходы, и приоритетов застройщика. Предполагается нахождение некоторого компромисса между данными сторонами правоотношений. Разработка сметы — процесс в данном случае фактически совместный. Достижение компромиссных показателей при согласовании документа чаще всего осуществляется посредством:
- детального обсуждения каждой из статей сметы с учетом стоимости работ и материалов;
- конкурсной разработки документа — когда заказчик, направив устраивающие его условия по смете нескольким застройщикам, ждет, пока среди них найдутся те, которые согласятся работать по соответствующему перечню затрат;
- подключения третьей стороны к обсуждению сметы — как посредника (в ряде случаев принимающего волевое директивное решение, если имеет место субординация между данным субъектом и сторонами правоотношений в рамках строительного проекта).
Для формирования смет в сфере строительства свойственна классификация соответствующих документов по тем критериям, которые мы рассмотрели выше. То есть, они могут принадлежать к категории локальных, объектных и сводных.
Разработка смет на строительные работы, таким образом, может осуществляться с учетом положений внутрикорпоративных нормативных актов, а также официальных стандартов и правовых норм, что установлены в законодательстве. В ряде случаев следование положениям локальных и официальных источников права может быть обусловлено проведением экспертизы документов, о которых идет речь. Изучим данный аспект подробнее.
Экспертиза смет
Разработка сметы на строительство того или иного объекта или же в целях применения в иной хозяйственной сфере может предполагать появление у предприятия необходимости привлечь внешнюю экспертизу в отношении рассматриваемых документов. В чем заключаются ее особенности?
Экспертиза смет — один из ключевых этапов реализации коммерческих проектов. Он проводится как промежуточный между планированием расходов и непосредственно выполнением работ (или пользованием услугами). Рассматриваемая экспертиза представляет собой процедуру последовательного анализа документов, которые формируют смету (выше мы отметили, что их может быть несколько, а в ряде случаев они могут быть представлены в большом количестве). Данные процедуры осуществляются в соответствии с локальными нормативами, иногда — официальными стандартами и иными правовыми актами.
Разработка смет на проектные работы может сопровождаться необходимостью определения особых алгоритмов для экспертизы отдельных элементов документации по проектам, в которую могут входить разные источники. Отметим, что привлечение экспертизы рассматриваемых документов осуществляется не всегда. Чаще всего она требуется, если:
- необходимо по возможности исключить несоответствие проектов положениям нормативных актов;
- предположительно есть ошибки в определении показателей плановой себестоимости работ и материалов, коэффициентов изменения цен в силу инфляционных процессов и иных рыночных закономерностей;
- необходимо рассчитать стоимость проекта по текущим и прогнозируемым ценам.
Экспертиза, которая оценивает то, насколько качественно проведена разработка сметы затрат на производство или строительство объектов, может быть частной и государственной. Первый тип процедуры чаще всего задействуется уже при подготовке проектных документов. Второй тип экспертизы может быть задействован на любом этапе реализации проекта. Изучим специфику обоих процедур подробнее.
Особенности негосударственной экспертизы смет
Данный тип экспертизы проводится главным образом в целях оценки обоснованности статей, зафиксированных в смете, а также экономической целесообразности расходов, которые отражены в документе. Безусловно, к важнейшим вопросам частной экспертизы относится определение соответствия положений сметы требованиям законодательства РФ, в юрисдикции которого — правоотношения между заказчиком и застройщиком. Также в расчет может браться социальная значимость проекта.
Между фирмой, заказывающей экспертизу, и организацией, которая ее предоставляет, заключается отдельный договор, в котором фиксируются конкретные вопросы, что должны быть рассмотрены в рамках соответствующей процедуры. Стоимость экспертизы качества смет определяется исходя из рыночных показателей или на договорной основе.
Особенности государственной экспертизы смет
Главная задача государственной экспертизы — оценка того, насколько качественно соблюден порядок разработки смет и иных документов в рамках проекта исходя из установленных законодательных стандартов. Как правило, при рассмотрении данных источников компетентное госучреждение учитывает категорию строительных объектов (условимся, что речь идет об этой хозяйственной сфере). Таковые могут быть в данном случае классифицированы исходя из их принадлежности:
- к опасным объектам;
- к технически сложным сооружениям;
- к уникальным объектам.
Таким образом, государственная экспертиза показывает то, подходит ли проектная документация для объекта, относящегося к определенной категории, требованиям законодательства, что установлены для данного типа зданий и сооружений.
Стоимость государственной экспертизы смет и сопутствующих им проектных документов определяется в отдельных нормативных актах. Чаще всего расходы на проведение данной процедуры представлены особыми государственными пошлинами.
Итак, мы изучили то, каким образом составляются сметы и сопутствующие им проектные документы в строительной сфере. Можно отметить, что в целом по схожим принципам соответствующие источники формируются и применяются в других крупнейших отраслях бизнеса. Разработка смет транспортных расходов, к примеру, реализуется примерно по тем же алгоритмам. Но есть и нюансы, характеризующие данную процедуру. Порядок разработки проектов и смет может существенно различаться при сопоставлении деятельности отдельных фирм, если рассматривать те сферы, в которых они развиваются, с точки зрения законодательного регулирования, специфики хозяйственных процессов на уровне отрасли или конкретного предприятия.
Другая отрасль, в которой распространено использование подобных источников — деятельность бюджетных организаций. Таковые могут быть представлены в самом широком спектре — соотносительно с многочисленными органами власти, функционирующими в РФ на различных уровнях. Можно для примера рассмотреть специфику работы с бюджетными сметами в Федеральной таможенной службе. Данное ведомство регулярно решает задачи, связанные с разработкой соответствующей документации.
Сметы в бюджетных организациях: регламенты ФТС
Разработка бюджетной сметы в таможенных органах осуществляется на основе положений приказа ФТС России № 1627, принятого 27.12.2007 года. Данный нормативный акт утвердил порядок составления, принятия и ведения смет таможенными структурами в рамках исполнения федерального бюджета в соответствии с требованиями БК РФ, а также приказами Минфина.
Главная задача органов, подотчетных ФТС — составить сметы корректно, обеспечить равномерное и целевое использование денежных средств, которые отражены в данных бюджетных документах. Изучим то, каким образом осуществляется непосредственно разработка сметы затрат, а также их утверждение в рамках деятельности таможенных структур.
Разработка и утверждение смет в ФТС
Сущность составления бюджетных смет в органах, подотчетных ФТС, заключается в установлении величины, а также распределения расходования финансовых средств исходя из доведенных до таможенных структуры лимитов обязательств по издержкам, которые можно использовать в целях обеспечения функционирования соответствующих органов.
Сметы в данном случае составляются исходя из установленных расчетных показателей по использованию средств бюджета, а также доверенной величины лимитов обязательств. Рассматриваемый финансовый документ может быть утвержден только в случае обоснования ответственным за его составление органом плановых показателей.
Бюджетная смета ФТС составляется непосредственно получателем денежных средств из бюджета и утверждается в течение 10 дней после принятия расходного расписания. Один из экземпляров соответствующего документа направляется в вышестоящую структуру ФТС в целях контроля.
Показатели по смете должны формироваться с использованием установленных кодов бюджетной классификации. Содержательная область документа должна выглядеть в виде таблицы, в которой отражаются коды каждой из строк, названия направлений расходования бюджетных средств, коды бюджетной классификации, а также суммы по каждой статье затрат таможенного органа.
Ведение смет в ФТС
Итак, разработка бюджетной сметы в таможенных органах осуществляется в порядке, установленном отдельным приказом ведомства. Аналогично определен алгоритм ведения соответствующих документов в структурах, подотчетных ФТС. Рассмотрим его подробнее.
Ведение сметы в ФТС представляет собой процедуру, в рамках которой осуществляется внесение корректировок в соответствующий документ, опять же, в пределах установленных лимитов обязательств в рамках бюджетных перечислений. Данные изменения вносятся в смету посредством корректировки объемов назначений по бюджетным сметам. В случае если осуществление подобных процедур требует изменения лимитов, то лица, ответственные за составление сметы, согласуют свои действия с вышестоящими структурами ФТС.
Утверждение корректировок в рассматриваемом бюджетном документе осуществляется ответственным лицом, который до того утвердил соответствующую смету для таможенного органа или же конкретного учреждения. В приказе ФТС также сказано, что изменение в смете не должно сопровождаться формированием кредиторских долгов, коррелирующих с отдельными видами кодов классификации хозяйственных операций в бюджетной системе РФ.