Святой отрок Вячеслав Крашенинников
В постперестроечный период среди жителей Кемеровской области получил широкое распространение религиозный культ десятилетнего отрока Вячеслава Крашенинникова, скончавшегося в марте 1993 года и объявленного святым. Его самочинная попытка канонизации неоднократно подвергалась критике официальных представителей РПЦ, характеризовавших эти действия как нарушение Церковного устава и профанацию самого института святости. Кроме того, есть основание полагать, что она стала частью некоего коммерческого проекта, хорошо продуманного и ловко осуществленного.
Не всякому пророку следует верить
Начать статью, посвященную ажиотажу, поднятому вокруг имени якобы святого отрока Вячеслава и «чудес», приписываемых ему почитателями, хочется с заявления, сделанного руководством Миссионерского отдела Томской епархии РПЦ. В нем с горечью говорится, что распространение данного культа свидетельствует о крайней религиозной безграмотности населения, жаждущего эффектных и доступных чудес, а также его непослушании священноначалию, причина которого кроется в низком уровне внутрицерковной дисциплины.
В подтверждение сказанному приводятся строки из первой главы Евангелия от Иоанна, где Иисус Христос предупреждает Своих последователей о том, что далеко не всякому духу следует верить, так как в мире обретается множество лжепророков. Кроме того, всеобщее внимание обращается и на целый ряд фактов, ставящих под сомнение искренность наиболее ярых адептов новоявленного «святого». Какие же достоверные сведения сохранились о жизни Вячеслава Крашенинникова – «святого отрока», возведенного после своей преждевременной кончины в ранг избранников Божьих?
Ребенок из офицерской семьи
Известно, что он появился на свет 22 марта 1982 года в городе Юрге Кемеровской области. Отец ребенка Сергей Вячеславович был военным, вследствие чего семья неоднократно переезжала с места на место, а мать Валентина Афанасьевна – домашней хозяйкой. Когда Вячеславу было чуть больше пяти лет, семья поселилась в городе Тайге Кемеровской области, куда был в очередной раз переведен ее глава. Однако большую часть своей короткой жизни отроку Вячеславу довелось провести в другом сибирском городе – Чебаркуле, расположенном на территории Челябинской области.
Мать Вячеслава постоянно находилась дома, и его не пришлось отдавать в детский сад , поэтому все, что в него было заложено на раннем этапе жизни, является плодом ее воспитания. Влияние отца едва ли сильно отразилось на формировании внутреннего мира подростка, поскольку он постоянно бывал в длительных командировках, а его старшего брата призвали в армию. В результате мать с сыном часто оставались практически одни.
Свидетельства учителей, противоречащие утверждению матери
Достигнув семилетнего возраста, мальчик поступил в Чебаркульскую среднеобразовательную школу № 4, где и обучался вплоть до своей смерти. По свидетельству директора школы Л. Менщиковой, а также классного руководителя И. Игнатьевой, при всех его положительных качествах, на святого отрока Вячеслав походил мало. Он был простым ребенком, добрым и сердечным от природы, но ничего сакрального ни в его облике, ни в словах, ни в манере держаться не было.
В то же время известно, что мать ребенка Валентина Афанасьевна в своих воспоминаниях утверждала, будто с самого рождения в нем отчетливо проступали черты избранности, а достигнув сознательного возраста, он открыто заявил ей, что послан Богом. Впоследствии именно при ее активном участии в Челябинской области зародился и получил широкое распространение культ святого отрока Вячеслава Чебаркульского, ставший объектом острой критики со стороны официальных представителей Русской православной церкви. Остановимся лишь на некоторых высказываниях.
В частности, руководитель Миссионерского отдела Томской епархии Максим Степаненко писал, что в данном случае обращает на себя внимание тот факт, что почитание святого отрока Вячеслава было инициировано не членами церковной общины, ничего не знавшими не только о его уникальности, но даже и о степени религиозности, а исключительно деятельностью матери. Вполне возможно, что, движимая экзальтированной любовью к сыну, она стала жертвой собственной гордыни и духовной прелести. Под этим термином православное вероучение подразумевает состояние мечтательности и самообмана, порождающее ложное ощущение святости.
Начало самочинного прославления
Скончался Вячеслав Крашенинников от лейкоза 17 марта 1993 года и был погребен на городском кладбище. Толчком к его почитанию в лике святых послужила книга, написанная Г. П. Быстровым и вышедшая из печати в 2001 году под названием «Ах, мама, маменька…». По утверждению автора, она была написана со слов матери умершего мальчика Валентины Афанасьевны и содержит в себе ее рассказы о жизни сына и тех качествах, которые доказывали его исключительность.
Начало было положено, и вслед за первым изданием, посвященным «святому» отроку Вячеславу, увидели свет еще четыре книги, причем две из них были написаны самой Валентиной Афанасьевной. Их названия: «Посланный Богом» и «Чудеса и предсказания отрока Славика» говорят сами за себя. Еще две книги вышли из-под пера Лидии Емельяновой.
Рекламная кампания, проведенная на высоком уровне
Авторы всех этих сочинений, обращаясь к читателям, преследовали общую цель – на основе известных им одним фактов доказать наличие у мальчика ниспосланного ему свыше дара чудотворения и прозорливости. Кроме того, ими же приводятся свидетельства его посмертных явлений. Несмотря на полную бездоказательность приведенных в них утверждений, книги были написаны профессионально, а все изложенное в них выглядело красочно и весьма убедительно.
Общественный резонанс не заставил себя ждать, и несмотря на ограниченность круга лиц, проявляющих интерес к подобного рода литературе, оказался весьма широк. В 2010 году масло в огонь подлил отснятый режиссером С. Богдановым и разошедшийся на DVD многосерийный документальный фильм с характерным названием «Русский ангел. Отрок Вячеслав». Картина была встречена с интересом, ее копии расходились большими тиражами, обеспечив тем самым коммерческий успех делу. На следующий год появились диски с новым фильмом о святом отроке Вячеславе Чебаркульском – так его теперь величали в кругу почитателей.
Свидетельство настоятеля храма
Как уже упоминалось выше, большинство официальных представителей РПЦ отнеслось весьма отрицательно к новоявленному «святому». К их числу относится настоятель Чебаркульского храма Преображения Господня протоиерей отец Димитрий (Егоров). В своем интервью он заявил, что почитателями умершего мальчика стали главным образом люди, падкие на чудеса. Именно они безоговорочно поверили всему, что рассказали в своих книгах Валентина Крашенинникова и подобные ей авторы.
Возникший в связи с этим ажиотаж, по его словам, принял характер всеобщего помешательства, пик которого пришелся на 2007 год. Тогда же книги о святом отроке Вячеславе активно продавались, и, несомненно, приносили значительную прибыль издателям. Отец Димитрий припомнил даже, что одну из них ему довелось видеть в Иерусалиме, куда он совершил в ту пору паломническую поездку.
Бизнес, построенный на смерти подростка
Далее он высказал предположение о том, что истинными виновниками всей шумихи являются люди, использовавшие Крашенинникову для достижения своих корыстных целей. Именно для этого ими были изданы книги и сняты фильмы, представляющие собой не что иное, как грамотно и профессионально организованную рекламу. В результате к могиле умершего подростка началось массовое паломничество. Люди, жаждущие на себе ощутить всю силу чудес святого отрока Вячеслава, приезжают целыми автобусами и не скупятся ни на какие расходы. Нередкими посетителями чебаркульского кладбища стали также гости из-за рубежа.
Преобразилось за последние годы и само место захоронения подростка. Над могилой установили навес, под сенью которого размещены написанные в его честь иконы. Отметим, что, согласно церковной традиции, это совершенно недопустимо. Поклоняться следует лишь образам канонизированных угодников Божьих. Действия же тех, кто возносит молитвы и читает акафист отроку Вячеславу – «святому», не прославленному Русской православной церковью, являются святотатством и подлежат самому суровому осуждению.
Коттедж на мраморной крошке
Кроме того, настоятель храма отмечает и такой наводящий на размышление факт. Дело в том, что приверженцами почитания мальчика упорно поддерживается слух, будто на его могиле, где происходят чудеса исцеления, все наполнено благодатью – снег, земля, роса, но главное, мраморная крошка, покрывающая надгробие. Ее заливают водой, которую затем пьют, избавляясь от всех недугов.
Эти мелкие камешки успешно продаются всем желающим, а их запасы регулярно пополняются отцом покойного – Сергеем Вячеславовичем, который для этого ездит на карьер, расположенный вблизи села Каелга. Помогает ли мраморная крошка страждущим – неизвестно, но, по словам протоиерея Димитрия (Егорова), самим Крошенинниковым она принесла немало пользы. Говорят, они купили участок земли и начали строительство собственного коттеджа.
Особое мнение одного из священнослужителей
Ради объективности отметим, что и среди служителей церкви находятся люди, уверовавшие в богоизбранность отрока Славика. К их числу принадлежит, например, священник храма Святых Иоакима и Анны из села Носовское протоиерей отец Петр (Бородулин). В своем видеоинтервью, записанном в 2009 году, он заявил, что глубоко убежден в истинной святости Вячеслава. Однако никаких серьезных аргументов не привел, кроме уверений матери в том, что ее сын не знал греха и сам ей сообщил о том, что послан Богом. Между тем служителю церкви следовало бы знать, что согласно Евангелию, безгрешен только Иисус Христос, а о подростках из российской глубинки там ничего не сказано.
«Пророчества», основанные на голливудских фильмах
Теперь остановимся подробнее на том, как отнеслись официальные церковные власти и, в частности, руководители Челябинской епархии к появлению на подведомственной им территории культа умершего мальчика. К активным действиям их подтолкнуло не только массовое паломничество на его могилу, но и получившие большую популярность в народе высказывания, выдаваемые за пророчества святого отрока Вячеслава.
Митрополитом Златоустовским и Челябинским Иовом (Тывонюком) была создана комиссия, которая в 2007 году приступила к детальному изучению всех обстоятельств дела. В результате проведенной работы ее члены категорически отвергли возможность канонизации Вячеслава Крошенинникова. В своем заключении они особо обращали внимание на то, что многие из приписываемых ему пророчеств по своей сути расходятся с учением Православной церкви. Более того, при внимательном прочтении нетрудно заметить, что они являются подчас не чем иным, как вольным пересказом американских фантастических фильмов, которыми, по всей видимости, подросток когда-то увлекался.
Заключение представителей Челябинской епархии
В октябре 2007 года было опубликовано официальное заявление Миссионерского отдела Челябинской епархии. В нем со всей ответственностью заявлялось, что сочинения матери Вячеслава Крашенинниковой Валентины Афанасьевны, фильмы о жизни и пророчествах святого отрока Вячеслава, а также иные подобные материалы никакого отношения к православию не имеют.
Вскоре после опубликования этого документа глава епархии обратился с письмом ко всем членам епископата РПЦ с призывом указать духовенству и мирян на недопустимость поклонения новоявленному лжесвятому. Под его же редакцией в те дни вышла из печати брошюра с весьма характерным названием: «Бабьих басен отвращайся». В ней содержалась всесторонняя и глубоко аргументированная критика в адрес распространителя культа.
Критика, прозвучавшая в стенах Священного синода
В унисон словам челябинского архиерея прозвучало и высказывание митрополита Ювиналия (Пояркова) − председателя Синодальной комиссии, занимавшейся вопросами, связанными с канонизацией святых. Он особо подчеркнул вред, который способны причинить душам людей полуязыческие ритуалы, совершаемые на могиле Вячеслава, а также посвященные ему неканонические акафисты и иконы.
Прославление в лике святых совершается лишь на основе совершенных чудес, подлинность которых устанавливается членами специальной комиссии Священного синода, которая была привлечена к работе и в этот раз. Ее председатель П. В. Флоренский, изучив материал, пришел к заключению, что ни о какой святости Вячеслава речь идти не может, а его мать пытается извлечь материальную выгоду из смерти собственного сына. Все это он изложил в своем официальном заявлении.
Мнение главы РПЦ
И наконец, точку в этом вопросе поставил правивший в те годы Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Учитывая серьезность сложившегося положения, он счел необходимым лично обратиться ко всем, кто живет согласно православному вероучению. Выразив глубокое сострадание горю безутешной матери, предстоятель РПЦ отметил недопустимость ее действий, направленных на привлечение всеобщего внимания к умершему сыну с целью создания его ложного культа. По словам патриарха, покойный ребенок нуждается не в легкомысленном и греховном по своей сути поклонении, а в искренней и сердечной молитве об упокоении его души.