Ни для кого ни секрет, что музыка призвана творить в кино атмосферу. Еще во времена немого кино сопровождающие показ музыкальные композиции позволяли настроить зрительскую аудиторию на определенную волну, создать необходимое настроение. На данном этапе в киноиндустрии задействованы лучшие композиторы современности, одним из которых, несомненно, считается Ханс Циммер. Он является автором саундтреков к культовым кинолентам, анимационным проектам. Его мелодии звучат в большинстве компьютерных игр, недаром в 2007 году он был включен в список «100 ныне живущих гениев современности» и удостоен именной звезды на «Аллее славы» в Голливуде.
Ранняя биография
Ханс Циммер, уроженец Франкфурта-на-Майне, имеет еврейские корни. Он появился на свет в середине сентября 1957 года. Во многом его интерес к музыке определило отсутствие в семье телевизора, вместо него коронное место занимало пианино, на котором музицировала его мать. Изначально оно интересовало ребенка в качестве объекта исследования, чему искренне радовался его отец, работавший инженером. Но вскоре музыкальные произведения Франца Шуберта, Иоганна Себастьяна Баха и других величайших композиторов завладели вниманием Ханса. Впервые он попытался заниматься сочинительством в пятилетнем возрасте, но первое произведение было больше схоже с какофонией звуков. После смерти отца мальчик нашел свое спасение в музыке, именно ей он пытался заглушить боль потери.
Начало творческого пути
Непреодолимая страсть к музицированию не прекратилась после переезда юного Ханса Циммера вместе с семьей в Великобританию. Он посещал частную школу, в которой не последнее место отводилось творческому развитию личностей учеников. В подростковом возрасте он начинает выстраивать свою музыкальную карьеру, играя на клавишных и синтезаторе в группах Helden и The Buggles. Однако поп-музыка не была тем форматом, к которому стремился Циммер, его душа лежала к киноиндустрии. И однажды судьба подарила ему счастливый шанс, позволивший впоследствии реализовать свои природные дарования.
Судьбоносное знакомство
В начале 80-х годов Ханс Циммер знакомится с другим британским композитором Стенли Майерсом, послужной список которого в настоящее время насчитывает более 60 кинолент, в которых он работал в качестве сочинителя музыкального сопровождения. Именно Стенли открывает новому приятелю все тонкости звучания классических композиций, симфонического оркестра, а тот в свою очередь знакомит наставника с миром электронной музыки. Как творческий дуэт, они сочиняют музыку к фильмам «Лунное сияние», «Моя прекрасная прачечная» и «Ничтожество». Но вскоре Ханс Циммер, музыка которого нашла своих поклонников в кинематографических кругах, стремится к сольной карьере. Дебютной самостоятельной работой молодого автора стало музыкальное сопровождение к фильму «Предельная выдержка», а вторая – заглавная композиция к «Человеку дождя» уже была удостоена номинации на премию «Оскар».
Анимационный кинохит
Над созданием всех музыкальных композиций культового мультфильма «Король Лев» (1994 г.) работал интернациональный творческий дуэт. Всю музыку сочинил Ханс Циммер, а текст песен писал сам Элтон Джон. Студия Уолта Диснея предложила сотрудничество композитору после его работы над проектом «Сила личности», Ханс намеревался посетить Африку и записать, а впоследствии использовать игру аборигенов на национальных инструментах. Но продюсеры всерьез опасались за жизнь Циммера, так как после выхода в прокат «Силы личности» он был в немилости у политиков ЮАР. Поэтому в Африку композитора не отпустили, зато наняли ему в качестве консультанта музыканта Лебо. А мрачноватые партитуры фонового звучания были позаимствованы из реквиема Моцарта.
Музыка для высокобюджетных фильмов
Новаторский подход к написанию саундтреков немецкого композитора был оценен многими ведущими режиссерами современности. Стоит отметить, что многие фильмы Ханс Циммер сделал узнаваемыми благодаря звучащим композициям.
К примеру, «Начало» Кристофера Нолана, в котором композитору в полной мере удалось отразить главную идею проекта. Музыкальное сопровождение в картине ускоряется в зависимости от динамики повествования, вовлекая зрителя в происходящее, побуждая окунуться с головой в сюжетные перипетии.
Или «Интерстеллар» того же Нолана, в котором постановщик предоставил композитору полную свободу для его авторских музыкальных решений. Взяв за основу звучание органа, Ханс наделил проект одновременно умными, душевными и грандиозными мелодиями.
В настоящее время музыкальное сопровождение трилогии о Бэтмене, над которым самоотверженно трудился Ханс, сложно оценивать по отдельности. В эпизоде «Темный рыцарь» особое внимание привлекает тема Джокера, исполненная на виолончели.
Работая в соавторстве
Бытует мнение, что Ханс Циммер лучшие франшизы современности наделяет исключительно своими музыкальными идеями, но это далеко не так. К примеру, когда начался производственный процесс первой части «Пиратов Карибского моря», композитор был занят сочинительством саундтрека к картине «Последний самурай». Он не смог удержаться от соблазна и все же написал главную тему, а над остальными композициями работал молодой композитор Клаус Бадельт, ученик Циммера.
Хотя в итоге без Ханса Циммера «Пираты» не обошлись. Он написал музыку для последующих трех частей, а вот в пятой вновь проявлял свои таланты его протеже - автор музыки Джефф Дзанелли.
Раскрывая сюжетную идею музыкой
Авторский почерк Ханса Циммера уже узнаваем. Композитор не просто музыкой иллюстрирует действие, он делает ее неотъемлемой частью кинопроизведения, раскрывающей его идею. Поэтому каждый раз, приступая к работе над созданием музыки к фильму, Циммер с головой погружается в его сценарий, режиссерское видение. К примеру, в ходе подготовки к съемочному процессу «Последнего самурая» он досконально изучал историю Японии, этнические направления в музыке Страны восходящего солнца. В «Коде да Винчи», нагнетая таинственность, он использует мотивы религиозного песнопения, все композиции по духу близки к оперным ариям. Перед тем, как приступить к сочинительству музыки к «Шерлоку Холмсу» (2009) он отправился в Словакию, дабы насытиться колоритом цыганского менталитета и специфичности их музыки.
Сейчас он полон творческих планов и не собирается останавливаться на достигнутом, уделяя достаточно внимания супруге Сюзанне и своим четверым детям.