Победа русских в Полтавской битве определила окончание Северной войны. Русская армия показала всю свою мощь, на ее сторону добровольно перешли некоторые европейские страны. Однако эйфория после побед русского флота на Балтике длилась не так долго, как хотелось. Вскоре она сменилась угрозой новой войны уже на юге страны. Крымский хан и правящие круги Турции не забыли о поражениях в Азовских походах и желали взять реванш. Приложили к этому руку и Карл XII, который находился в Турции, и такие европейские страны, как Австрия, Франция, Англия, постаралась также и Венеция. Сильная Россия не нужна была никому. В 1710 году ее посла, П. А. Толстого, турки посадили в местную тюрьму, а России незамедлительно объявили войну.
Зимой 1711 года прутский поход вошел в активную стадию. Крымский хан стремительно направился к Харькову, но его рейд был сразу же отбит. Также разбиты были силы татар, поляков и некоторых запорожцев с территории Правобережной Украины.
Русская армия продолжила прутский поход, двигаясь к югу. Это направление было выбрано в связи с ожиданием помощи, которую обещали Дмитрий Кантемир, молдавский господарь, Бранкован, валашский господарь, а также Август II и австрийские сербы. В общей сложности на стороне русских должно было собраться восьмидесятитысячное войско. Кроме того, из-под Риги к Днестру 15 мая должны были подойти полки Б. П. Шереметева.
Однако этим планам не суждено было сбыться. Во-первых, более чем на 10 дней опоздал Шереметев. А к этому времени турецкая армия, которая насчитывала сто двадцать тысяч человек, уже построила мосты через Дунай. Бранкован запретил сербам проходить через его земли и выдал планы русских турецкому визирю. Дмитрий Кантемир все же присоединился к отряду Шереметева, но с крайне малочисленным отрядом. А Август II так вообще никого не прислал. Ситуация усугубилась еще и непослушанием Шереметева. Он, вопреки велению императора, не оставил основные силы у Днестра, а отправил пятнадцатитысячное войско к Дунаю, чтобы предупредить появление там турок. Обнаружив, что турки уже расположились на Дунае, Шереметев направил прутский поход вниз, вдоль по течению реки Прут. Петр 1 послал к Дунаю еще один конный корпус. Но только к началу июня основные русские войска сконцентрировались на Днестре и окружили мост вокруг него.
Таким образом, войска империи потеряли и время, и возможность свободно маневрировать. Тем не менее, прутский поход продолжался даже по голым, выжженным степям, в ужасных условиях. Сам Петр 1 вспоминал, как от нехватки воды у солдат носом, ртом и ушами шла кровь.
В конце июня через Прут построили мосты, и истощенные войска вошли в Яссы. Кантемир обещал снабдить их хлебом (который закончился еще возле Днестра), но из-за неурожая смог послать только волов и баранов. Не попасть на Дунай для русских означало остаться без поддержки славянских народов. Не было и разведки на должном уровне. В результате русские войска были окружены превышающими их в три раза силами врага. Само сражение началось 9 июля. Враги тоже не имели единого мнения о том, как вести войну. Шведы предлагали взять противников измором, а визирь предпочитал начать бой. После того как в ходе сражения османы понесли большие потери, их воины 10 июля отказались воевать. Переговоры шли двое суток. К Петру I 11 июля от турок вышел П. П. Шафиров и доложил об условиях подписанного мира. Согласно ему русские обязывались вернуть туркам Азов и разрушить Таганрог. Также Россия должна была пропустить Карла II в Швецию и не касаться польских проблем.
В целом прутский поход Петра 1 потерпел трагическую неудачу, но обошелся небольшими потерями и сдачей Турции П. П. Шафирова и Михаила, сына Шереметева, в качестве заложников. С этих пор Петр I значительно ограничил число иностранцев в своих полках.