Графическое изображение дает человеку возможность быстро получить и понять большой объем информации. Визуальное представление эффективнее текстового. Фото, видео и звук моментально привлекают внимание. Текстовое представление информации позволяет передать больший объем данных в меньшее время - это одна задача. Но вопрос понимания получателем - это совсем другое время «решения» совсем иной задачи и абсолютно другой алгоритм восприятия.
Разумная композиция графики и текста, в контексте психологии и логики восприятия посетителем, в сочетании с удобством для аппаратного и программного обеспечения сетевых коммуникаций дает: качество комфорта для человека и скорость работы сайта.
Основные варианты представления информации
Текст - формализованный набор изображений символов: буквы, цифры, знаки и коды. Очень небольшое количество символов в любом наборе видимо (имеет свое графическое изображение), но каждый символ имеет свое графическое обозначение (как минимум - код).
Все, что можно отобразить на экране монитора - это графика. Браузер - это всего лишь одно из графических окон на экране монитора. Текст - это предельно «закомплексованная» графика, что обеспечивает возможность его кодирования и сильного сжатия. Текст - это малые объемы для передачи «большого» смысла на высокой скорости. Оптимизация изображений символов за все время развития информационных технологий выполнена практически безукоризненно, хотя вероятность новых идей в текстовой графике не так уж мала.
Фотографии и видеоконтент - это мощные потоки информации. Любую картинку человек воспринимает и понимает моментально! Распознавание рисунка на предмет его «понимания» компьютерной программой по сей день равно нулю, несмотря на замечательные успехи в областях распознавания образов, текстов, таблиц, формализованных документов, штрихкодов.
Звуковой вариант представления информации - это реальный раздражитель. Раньше было традицией и признаком высокой квалификации разработчика озвучивать и оживлять контент сайта. Сегодня даже всплывающие окна, мерцающие кнопки и плавающий текст, считаются признаком плохого тона.
Когда сайт навязывает посетителю звучный или отвлекающий элемент в формате «очаровательного» диктора, «шикарной» игры, «щедрого» казино или иной идеи создателя - это гарантия моментальной потери интереса у посетителя. Звуковая и излишняя «самодеятельность» на веб-ресурсе дает большой отрицательный эффект.
Системный консенсус графики и текста в привычном для массового посетителя стиле - идеальный вариант. Но оптимизация изображений и контента - задача нетривиальная и уникальная в каждом конкретном случае.
Навигация среди идей оптимизации
Ориентация на авторитетные мнения SEO-специалистов, инструменты и идеи Google или Yandex для массового разработчика подобна навигации по звездам в океане информации, посетителей, клиентов, владельцев сайтов и других объектов интернет-пространства. Желаемые цели всегда динамичны, а возможности их достижения - динамичнее вдвойне.
В каждом конкретном случае задачу следует решать качественно и объективно, с обязательной привязкой к области применения, контингенту ожидаемых посетителей и их психологии восприятия информации.
Примечательно, что поисковая выборка по фразе «оптимизация изображений» фиксирует упор на SEO, а не на задачу графического решения сайта. Каждая поисковая машина по-своему интерпретирует эту ключевую фразу, учитывает время запроса, источник, текущие информационные потоки и другие обстоятельства. Но факт высокой важности графического решения для всех изображений на сайте не вызывает сомнений.
Посетитель, поисковая машина и веб-ресурс - все три позиции должны находиться во взаимном согласии. Чем больше сайт удовлетворяет ожиданиям человека и поисковой машины, тем быстрее информация найдет своего потребителя и будет воспринята оптимальным образом.
Систематизация информации
Разработка веб-ресурса - это не дружный коллектив менеджеров, программистов дизайнеров и других специалистов. Создание сайта - это процесс:
- решения конкретной задачи;
- в конкретной предметной области;
- посредством применения доступных знаний и умений коллектива специалистов.
Любая разработка веб-ресурса представляет собой динамичную последовательность действий, в которой изначально не ясны ни цель, ни пути ее достижения. В процессе работы будет меняться как постановка задачи, так и коллектив, ее решающий. В таком контексте оптимизация изображений для сайта может быть рассмотрена как функция времени, как важная дополнительная процедура действий на том или ином этапе работ.
При постановке технического задания может иметься набор картинок, подлежащих отображению. Как правило, обычно этого нет. В начале всех работ может иметься макет, разрабатываемого сайта, и его графическое исполнение. Но оптимизация изображений для сайта в начале всех работ не имеет никакого смысла.
Любая работа развивается, и понимание исходной цели совершенствуется. Веб-программирование привнесло в эту логику создания продукта интеллектуального творчества человека еще большую динамику.
Стремление к систематизации информации, к определению графической и текстовой составляющей - главная цель в вопросах оптимизации изображений. Она не касается каждой картинки, фотографии или элемента дизайна. Эта цель упирается в ориентировочные представления о количестве, качестве и форматах требуемых графических элементов.
Форматы графических элементов
Изображения могут быть представлены полноценными фотографиями, небольшими графическими изображениями, векторными данными или композициями тегов HTML в сочетании с правилами CSS.
Традиция создания графики посредством букв, цифр, знаков и символов псевдографики в программировании уже на так сильно выражена, как это было в 80-х годах прошлого века. Но некоторые дизайнеры (особенно бывшие программисты) считают корректным выражать графические решения не графическими элементами.
С другой стороны, развитие мобильных девайсов, многочисленных моделей смартфонов и борьба различных браузеров за приоритеты , привели к новым графическим форматам.
Старые, надежные и верные JPEG, PNG и GIF - остаются основными форматами, и вопросы оптимизации изображений для WEB ориентируются именно на них.
Использование форматов изображений
В современном динамичном мире технологий привычным стало использовать JPEG для качественных фотографий, PNG и GIF для элементов сайта - кирпичиков веб-ресурса.
Считается, что JPEG обеспечивает лучшее качество. Применяется для сложных изображений с большим количеством цветов, полутонов и сложных графических элементов. Хотя в контексте растровой графики все это мало чем отличает JPEG от PNG или GIF.
Все три формата востребованы, удобны и практичны. Все они обеспечивают качественную графику. Конечно, JPEG лучше остальных, но не следует забывать, что далеко не все устройства обеспечивают браузеру возможность вывести на экран идеальное фото.
Применение того или иного формата можно рассматривать в контексте адаптивной верстки и ориентации на деловое применение веб-ресурса: просто, красиво, четко и одинаково на любых устройствах. Можно ориентироваться на Google: "оптимизация изображений" для попадания в индексы этой поисковой машины или руководствоваться технологиями и рекомендациями Yandex.
Направленность разработчика на максимальный комфорт для посетителя редко требует первоклассной графики. Нужно просто сделать красивый и удобный дизайн. Качественную картинку можно иметь в миниатюре, а при необходимости вывести в нужном формате.
Идеи, алгоритмы и программы оптимизации изображений нельзя рассматривать однозначно. Накапливать тонны фотографий и формировать алгоритмы загрузки страниц в полном объеме и сразу - не самая практичная идея.
Время и логика подачи изображений
Обычно графика хранится на веб-ресурсе. Если речь идет о магазине со складом на сотни тысяч товаров, сомнительно, что владелец будет заниматься хранением всех изображений. Вопросы оптимизации изображения каждого товара, каждой модели товара его однозначно волновать не будут.
Логика разработчика будет направлена на создание ссылок: любой товар, который желает посетитель, будет отображаться с сайта производителя. Это классическая идея оптимизации логики работы магазина.
Вопрос оптимизации заключается в улучшении, как изображений, так и текстовых описаний. Разработчик ориентируется на форму подачи информации и стабильный канал связи с поставщиком (производителем) по каждому товару.
В такой логике время подачи информации трансформируется на два варианта:
- показать миниатюру по группе товаров или первый товар в линейке моделей;
- показать логотип производителя и использовать его графику.
В обоих случаях выбор посетителя магазина позволяет сайту моментально подгрузить нужное изображение и занимать канал передачи информации минимальное время по конкретной необходимости.
CMS и оптимизация изображений
Использование графики в CMS (Content management system) в отношении изображений всегда трудоемкий вариант. С точки зрения процедуры: все просто, но, по предоставляемому инструментарию, картинки грузятся, оптимизируются и используются «вручную».
Собственно, иного предложить сложно. В любой CMS представления о том, как делать сайт и как он должен функционировать - это представления коллектива разработчиков и мнение сообщества этой CMS.
Работа с изображениями «оптом» или по тематике невозможна. Кроме того, CMS ориентируется на простого разработчика под девизом: «сайт с нуля без знаний по программированию». Предоставляя среду разработки, CMS скрывает использование графики и пути к файлам картинок в своих недрах. Задача вставить собственный код со ссылками на нужные картинки упирается в длительные поиски папки, куда помещаются графические файлы.
Например, оптимизация изображений на "Вордпресс" делается автоматом. Любую картинку можно загрузить. Размер и качество не имеет значения. WordPress сам обрежет или уменьшит рисунок для конкретного применения.
Для сайта-визитки - это неплохо. Десяток картинок плюс правильный текст и сайт готов. Для магазина, у которого сотни товаров и ассортимент меняется каждый месяц, это реальная проблема: нужен администратор контента.
Алгоритмы и программы оптимизации
С технической точки зрения, заниматься графикой по силам специалистам. Разработчик сайта в этой области - пользователь. Просто - применить картинку в нужном месте. Сложно - оптимизировать картинку. Собственная программа для оптимизации изображений для сайта - трудоемкая и сложная задача. Использовать накопленный потенциал - самый разумный путь.
Интернет предлагает многочисленные сервисы оптимизации изображений. Можно загрузить на онлайн-сервис JPEG, PNG или GIF-файл и получить на выходе уменьшенное, улучшенное или иным образом оптимизированное изображение.
Когда речь идет о десятке файлов, использование онлайн-ресурсов оптимизации удобно. Когда нужно манипулировать сотнями файлов в день - это трудоемкая и сложная проблема.
Некоторые предложения оформлены в виде API или локальной программы. Разработчик пишет собственный алгоритм, который взаимодействует через API с сайтом по оптимизации и обрабатывает автоматически сотни изображений. Это хорошее решение, но работоспособность сайта будет зависеть от сайта оптимизации.
Существует множество скриптов или программ, которые можно скачать и адаптировать под нужды сайта. Потом решить вопрос автоматизации обработки больших объемов графики локально или непосредственно на хостинге.
Предложения по оптимизации изображений динамично изменяются. При создании нового ресурса или модернизации существующего целесообразно выполнить анализ актуальных и наиболее популярных идей.
Плагины и расширения для сайта
Популярные системы управления контентом не обходят задачи обработки изображений стороной. Простая, быстрая и популярная CMS - это базовый функционал и возможность подключения плагинов по всем актуальным вопросам создания сайтов.
Оптимизация изображений под WordPress выполняется автоматически десятком различных плагинов. Они постоянно улучшаются, обновляются и дают возможность разработчику создавать алгоритмы обработки изображений автоматически.
Для сайта магазина такое решение удобно. Для сайта театры драмы и балета - нет. Когда требуется предложить посетителю качественные фотографии, потребуется ручная работа с каждым изображением и конкретные алгоритмы для навигации по нему.
Бутик по продаже женской одежды предполагает наличие рисунков модели и навигации по ним: посетитель может пожелать увидеть модель целиком и рассмотреть отдельные участки внимательнее.
«Оконный или балконный» сайт требует красивых картинок домов, окон или балконов, но на нем обязательно будет техническая графика: как именно устанавливаются окна, как заполняются промежутки, какова текстура материала и т.д.
Сайт по продаже станков для деревообработки, скорее всего, будет ориентирован на использование графического материала от поставщика.
Целесообразная стратегия оптимизации
Веб-ресурс всегда преследует конкретную цель, которая представлена набором актуальных задач. Выделять оптимизацию изображений в отдельную задачу не самый правильный путь.
Сайт - это комплексное решение в конкретной предметной области и вопросы оптимизации носят системный характер. Оптимизация изображений для сайта WordPress посредством популярного плагина - хорошее решение, но возможно, оптимизация вовсе не нужна, и загружать сайт дополнительным кодом не целесообразно. Можно использовать ссылки на чьи-то рисунки или разработать собственный алгоритм подачи графической составляющей.
Графика без текста не несет особого смысла. Рисунок всегда имеет имя и текстовое описание. Страница сайта содержит определенное количество рисунков и конкретный текст.
Считается, что имя рисунка имеет значение для поисковых систем. Поисковые роботы анализируют теги по атрибутам, по названиям файлов или ссылок. Учитывать эти особенности желательно, но не обязательно.
Логика работы поисковых алгоритмов - всегда тайна за семью печатями и множество мнений авторитетных специалистов. Что именно поднимет сайт в поисковой выдаче на первые позиции, сказать сложно.
Красивый и удобный, или практичный?
Создать качественный веб-ресурс, а не заниматься его оптимизацией - практическая задача.
Создать красивый и удобный сайт - хороший план. Когда он систематизирован в головах разработчиков - это лучшая стратегия оптимизации, цель которой лежит вне сложных алгоритмов, «умных» CMS и их плагинов.
Владелец ресурса получает желаемое, а не занимается проблемами, лежащими вне сферы его интересов. Чтобы продать женское платье с бриллиантами и золотым шитьем не всегда обязательно показывать, как сверкает бриллиант или выполнен золотой шов. Часто достаточно показать фотографию красивой женщины и только кусочек ее платья.
Мнение и восприятие
Вынести задачу оптимизации в область собственной компетенции и психологии восприятия посетителя сайта - идеальное решение.
Разработка сайта по окнам и балконам окажется быстрее и результативнее, если сделать пару фотографий красивых строений на осеннем или зимнем фоне, а не тратить время на оптимизацию сотни вариантов рисунков конкретных окон или балконов.
Человек, затевающий ремонт в квартире или постройку дома, заинтересован в качестве производителя, разумной цене и технических характеристиках. Его меньше всего интересует оптимизация изображений на сайте.
Скорость загрузки сайта и диалог на нем - важно. Удобная навигация и систематизированная информация - актуально. Быстрый заказ, простая оплата и моментальное исполнение - лучшие критерии задачи оптимизации.