Образовательный и педагогический процессы как целенаправленное явление
В Законе «Об образовании» само понятие «образование» трактуется как целенаправленный процесс обучения и воспитания, направленный на формирование и воспитание личности при соблюдении ее интересов, а также интересов государства и общества. В этом случае оба понятия -- «образовательный» и «педагогический» процесс -- отождествляются. Но, следует заметить, что, хотя они и составляют существенное единство, все же не являются в полной мере тождественными.
Под педагогическим процессом всегда следует понимать образовательный. Образовательный процесс, наоборот, не всегда является педагогическим, ведь успешно развиваться человек может и без участия педагога.
Процесс образования выступает в качестве единства учебного, самообразовательного и воспитательного процессов, которые направлены на развитие и воспитание личности.
Поэтому сам образовательный процесс слагается из двух компонентов -- обучения и воспитания. В связи с этим целенаправленный процесс обучения и воспитания состоит в том, что в процессе обучения применяются элементы воспитания, а воспитательный процесс немыслим без обучения воспитуемых. И тот, и другой процессы способствуют развитию личности, оказывают влияние на ее эмоции, сознание, поведение.
Можно утверждать, что целенаправленный процесс обучения и воспитания имеет свою специфику: если содержание обучения состоит в получении научных знаний о мире, то в воспитательном процессе главное место уделяется правилам, нормам, идеалам, ценностям. Обучение оказывает влияние на развитие интеллекта, воспитание – на потребностно-мотивационную область и поведение личности.
Таким образом, целенаправленный процесс обучения и воспитания объединяет особенности, которые характерны и для образования, и для воспитания:
- двустороннее сотрудничество обучающего и обучаемого;
- главная цель процесса -- формирование личности, всесторонне развитой и гармонической;
- содержательная и технологическая стороны процесса тесно взаимосвязаны;
- образовательные цели, само содержание образования, средства достижения поставленных задач, конечный результат -- все структурные элементы образования пребывают в тесном единстве;
- процесс предусматривает реализацию трех образовательных функций -- развивающей, обучающей и воспитательной.
Оптимизация обучения как один из аспектов образовательного и воспитательного процесса
Чтобы образование и воспитание имело целенаправленный характер, следует рассмотреть и такой аспект, как оптимизация процесса обучения. Ею предусматривается взаимное сотрудничество преподавателя и учащихся, которое сделает обучение максимально эффективным. При этом ни учитель, ни обучаемые не должны быть перегружены работой. Если преподаватель овладеет всеми способами, способствующими эффективности процесса обучения, он сможет достичь высоких результатов, расходуя то же самое количество времени, которое предусматривает школьная программа.
Для того чтобы оптимизация процесса обучения была результативной, учителю необходимо учесть следующее:
- задачи, поставленные перед учебным процессом, должны быть конкретизированными, а планирование учебного материала комплексным;
- содержание учебного материала и его структура должны быть оптимальными и рациональными;
- подбор методов и средств обучения необходимо направить на стимулирование и мотивацию обучения;
- следует сочетать общеклассный, индивидуальный и дифференцированный подходы к воспитанникам;
- обязательным является проведение анализа затрат времени на обучение и достигнутых результатов.
Суть процесса обучения грамоте
Важной частью как начального, так и всего школьного образования является процесс обучения грамоте. Методика этого вида обучения постоянно работает над поиском эффективных приемов усвоения навыков письменной речи.
Обучение грамоте дошкольников, а также школьников начальной и основной школы предусматривает такие направления в развитии детей:
- усвоение грамоты -- чтения, письма, умения слушать и говорить;
- усвоение грамматического строя речи, обогащение словаря -- потенциального, активного и пассивного;
- овладения навыками орфографической и пунктуационной грамотности;
- формирование языкового чутья.
Своей целью процесс обучения грамоте ставит закладывание основ для формирования грамотной личности, которая осознает себя в качестве носителя языка, обеспечение совершенствования развития речи и языкового развития учащегося.