Образное мышление детей раннего и дошкольного возраста развивается постепенно. К началу четвертого года жизни у малышей начинает появляться потребность исполнять в играх различные роли. Умение переносить символически образ продавца, врача, водителя или воспитателя в игровую ситуацию уже является проявлением внутренней позиции, на основе которой и начинает проявлять себя наглядно образное мышление.
Ролевая игра с детьми трех-четырех лет организуется взрослым, который ненавязчиво демонстрирует, как нужно действовать с куклой-дочкой: кормить ее, укачивать, катать в коляске. Ребенок повторяет за взрослым действия с этой же или подобной игрушкой. При этом педагог продолжает играть рядом и называть роль, которую исполняет ребенок: «Ты сейчас – мама, а Ляля – твоя дочка». В последующие дни педагог создает игровую среду, а ребенок самостоятельно может повторять ролевые действия, которые усвоил ранее. На этом этапе освоения игры образное мышление ребенка соседствует с наглядно-действенным мышлением, которое было доминирующим в раннем возрасте.
Постепенно ребенок начинает самостоятельно выбирать игрушки для организации игрового сюжета, но первоначально опирается на тот ассортимент, который представлен в группе детского сада. Образное мышление пока еще не развито, и представить то, чего нет в ближайшем окружении, довольно сложно. Задача воспитателя младшей группы – научить ребенка разворачивать сюжетное действие, соединяя несколько простых ситуаций последовательно: покормили куклу, пошли вместе в магазин, вернулись домой, положили куклу спать. В средней группе дети уже могут при недостатке игрушек использовать их заменители. Образное мышление помогает дошкольнику представить палочку в виде ложки, а кеглю в виде бутылочки. На этом этапе ребенок уже может совершать преобразование окружающей среды без опоры только на предметы, которые представлены в игровой комнате. Проявляется фантазия, начинает работать воображение. Игра организуется при объединении двух-трех человек, где каждый исполняет свою роль, которую ребенок выбирает самостоятельно, а не по указанию взрослого. Роли выбираются в соответствие с половой принадлежностью ребенка: мальчики играют роль папы, дедушки, сына, а девочки – мамы, дочки, воспитательницы, царевны.
В старшей группе символизм в мышлении может достигать такого уровня, что не потребуются даже предметы-заместители. Дети могут передавать друг другу воображаемые деньги, есть воображаемые пончики и запивать их молоком, которое имеется только в представлении. В этом возрасте развитие образного мышления переходит в стадию формирования образа на основе мысли, фантазии, что помогает детям организовать игру без игрушек: дети сами становятся образами, исполняя все роли. Поэтому с удовольствием инсценируют сказки, знакомые произведения, исполняя роли как людей, так и животных. Сюжетом игры могут быть охвачены группы детей, где есть лидер, который распределяет роли, если дети затрудняются в их выборе.
Образное мышление детей подготовительной к школе группы характеризуется тем, что в играх дети не только проявляют инициативу, но могут широко использовать природные образы, а также метафоры, сравнения, пословицы, поговорки. В этом случае можно говорить о развитии у ребенка художественного типа мышления, как варианта образного. Разыгрывание сценок фольклорного жанра, участие в народных праздниках, использование в играх предметов быта старины помогают детям представить жизнь своих предков. Игры начинают носить познавательный характер, что свидетельствует о том, что ребенок находится на этапе перехода к школьному обучению.