Фольклор выступает в качестве искусства народа, этнического общества, населяющего определенную территорию. В связи с этим он всегда локален. Это национальное или общее этническое искусство имеет место в рамках региональных (территориальных) традиций.
Жанры фольклора различны по изобразительно-выразительным средствам своего языка. Существует определенная наука, занимающаяся исследованием комплекса словесно-музыкальных, словесных, музыкально-хореографических, драматических и игровых типов народного творчества. Для отечественной фольклористики базой являются жанры русского фольклора, народов, проживающих на территории России и за рубежом.
Область изучения рассматриваемой науки включает в себя, в первую очередь, теорию народного творчества – формирование теоретической базы.
Одним из основных предметов изучения является и история фольклора. В эту категорию входит исследование исторической поэтики творчества, развивающейся во времени и проявляющейся в различных формах. При исследовании истории происходит и реконструкция архаичного творчества, предшествовавшего формированию последующих художественных направлений. Кроме того, исследование истории предполагает и изучение такого раздела, как малые жанры фольклора.
К основным видам народного творчества относятся пословицы, обрядовая поэзия, сказки, загадки, легенды. Жанры фольклора включают в себя и демонологические рассказы, исторические песни, духовные стихи, театральные представления, былины, детские произведения.
При исследовании отраслей народного творчества происходит развитие некоторых из них, специализирующихся, в частности, на изучении определенных систем. К таким отраслям следует отнести эпосоведение, сказковедение и прочие. При этом кроме того, что развиваются некоторые прежние жанры фольклора, формируются и новые системы.
Наука, изучающая народное творчество, исследует и интерпретацию этого искусства в условиях более поздних традиций. Современные жанры фольклора представляют собой некую совокупность неоднородных по составу произведений из разных отраслевых систем творчества.
Необходимо отметить, что немаловажное значение для развития народного творчества имеет и изучение взаимодействий на различных его уровнях. В частности, фольклористика занимается исследованием взаимовлияний на семантическом, стилевом, образном, внутрижанровом, межжанровом уровнях. При этом выявляются новые и систематизируются прежние связи отраслей творчества.
Безусловно, рассмотрение народного творчества невозможно отдельно от этнографической, культурной, природно-географической и исторической среды.
Фольклористика исследует и текстологию фольклора, уточняя само это понятие, рассматривая его в качестве явления, отличающегося многообразной природой. В народном творчестве слово связано с жестом, интонацией, мимикой, костюмом, драматической игрой, музыкой. Вместе с этим исследуется и специфика фольклорного текста.
Несомненно, с древних времен по настоящее время жанровая система фольклора претерпела определенные изменения. Однако основные виды творчества сохранили свою первоначальную структуру. В частности, это характерно для малых жанровых форм: частушек, прибауток, колыбельных, докучных сказок. К этой же группе относят и бытовое творчество (приговорки, заклички, дразнилки), и потешки (скороговорки, поддевки, небылицы-перевертыши).
Среди основных фольклорных жанров следует упомянуть загадки, считалки, игры. Особое место занимает в народном творчестве эпос. Эта категория включает в себя сказочки о животных, новеллистические повествования (сатирические, анекдотические), сказки-насмешки, героические, семейные, социально-классовые рассказы. К этой же категории относят и легенды, исторические песни, былички, эпические стишки.