Исторические песни появились тогда же, когда и былины. Первые их записи были сделаны в начале XVII столетия. От былин они отличались тем, что в них пелось о каких-то конкретных событиях, имевших место в отечественной истории. В них присутствовали достоверные факты. А былины можно было назвать обобщенно-гиперболическими произведениями, передававшими информацию о незапамятных временах. Ни в одной исторической песне не наблюдалось каких-либо фантастических элементов, характерных для мифов. Напротив, их содержание отличалось реалистичностью, даже когда не совсем правдоподобно передавало свершившиеся факты.
Темы исторических песен
События, запечатленные в сохранившихся до настоящего времени исторических песнях, распространяются на несколько периодов – начиная c глубокой старины, когда еще страна была свободна от татаро-монгольского ига, и вплоть до конца минувшего века. Основные темы дошедших до нас произведений – это противостояние русских людей ордынскому нашествию, Ермак, Стенька Разин, Петр Великий, Полтавский триумф, отважность суворовских солдат, русско-французская война, освобождение южных славян от гнета Турции, Иван Васильевич, смута, Булавинское восстание, оборона города Севастополя и т. д. Герои исторических песен были знаменитыми и прославленными людьми. Их имена были известны каждому. Да и сейчас практически каждый человек в той или иной степени осведомлен об этих исторических личностях. Знакомиться с их деятельностью дети начинают еще со школьной скамьи.
Циклы песен, их особенности
Историческим песням свойственны доступный язык, лаконичность, обилие фактов и точная передача события, на котором базируется сюжет. Чем же они примечательны? Они насыщены патриотизмом, бережным отношением к отечественной истории, восхвалением подвигов русских солдат и тех, кто сражался за социальное равенство. Что же касается народной трактовки действий великих людей прошлого в подобных произведениях, то она не только приукрашивает, но и нередко корректирует факты, полученные из официальных источников тех периодов. Зачастую встречаются песенные циклы, базирующиеся на основополагающих событиях и происшествиях, закрепившихся в памяти людей. Они могут включать в себя несколько произведений. Русская народная историческая песня всегда производит на слушателей сильное впечатление, позволяет ознакомиться с некоторыми ранее не известными фактами. В этом и заключается ее уникальность. Некоторые впечатлительные люди не могут сдержать слез при прослушивании красивой, берущей за душу народной песни. Она уносит в прошлое, на много веков назад, можно сказать, что человек совершает своеобразное путешествие.
Откуда можно узнать об исторических песнях?
Однако, к сожалению, самые старые исторические песни до нас не дошли. О том, что такие произведения часто исполнялись еще задолго до появления Древнерусского государства, иногда оговаривались историки Византии. А исторические народные песни, распространенные в Новгородской и Киевской Руси, сейчас нам известны в очень сокращенном варианте. О них можно узнать из сохранившихся письменных источников.
Многообразие песен, народное творчество сегодня
Имеются немного переделанные тексты сказаний и песен, есть и эпизоды, которые, по сути, являются записями фрагментов устной поэзии. Все они представляют большой интерес для исследователей. В число песен, записанных ими в XVIII-XX столетиях из уст людей, входят несколько таких, в которых повествуется о знаменитых исторических событиях и личностях XI-XIV веков. Но есть и произведения, которые не содержат никаких конкретных сведений и фактов, и лишь ориентируясь на общее содержание, можно предположить, что они относятся к периоду обороны Руси от периодических нападений половцев, а также печенегов, которые происходили в X-XIII столетиях.
Как бы то ни было, исторические песни – это богатство народа, которым следует дорожить. К сожалению, некоторые пренебрегают им, не понимая его ценности. Но есть и другие люди, которые стараются сохранить и распространить старинное творческое наследие, и за это их можно уважать. Сейчас достаточно много фолк-групп, исполняющих исторические песни и играющих на древних инструментах. Благодаря их стараниям широкий круг слушателей узнает много интересного о нашей родине, о том, какой она была в прошлом. Разве это не замечательно?
Последствия ордынского ига
Монголо-татарское иго очень негативно сказалось на всех сторонах жизни страны, в частности, ее культура стала деградировать. Как следствие, разрушались прекрасные города, уничтожались шедевры прикладного искусства, поэзии и живописи. Многие люди стали безграмотными. Также пришло в упадок устное художественное творчество, которое неустанно развивалось в течение столетий и находилось на тот момент на высокой ступени. Однако войско Батыя не разорило Новгородскую землю, и именно там сохранился уникальный эпос. А что касается старинных исторических песен Северо-Восточной, Центральной, а также Южной Руси, то многие из них канули в Лету. Прекратилась та великолепная поэтическая культура древности, которая породила прекрасные произведения. К ним относятся, в частности, «Слово о погибели Русской земли», «Слово о полку Игореве» и несколько других. Данные исторические песни, кстати, известны людям до сих пор. Их изучают в школах и университетах, потому что это великие памятники русской культуры, которые должны остаться в памяти людей навсегда.
Влияние творчества странников-калик, упоминание религии в песнях
И нет ничего странного в том, что некоторые песни, повествующие об исторических событиях, произошедших до XVI века, к примеру знаменитое произведение о Глебе и Борисе, в той форме, в какой их записали исследователи, нередко имеют некоторые черты позднейшей школы странников-калик. Это люди, не имевшие определенного места жительства и бродившие по свету. Они исполняли, как правило, народные песни, в которых содержалась некая мораль. Нередко в них упоминалась религия. Но исторические песни, конечно, представляют больший интерес, чем творчество калик.
Следует учитывать то, что на Руси в средние века вера в Бога считалась основополагающим символом народной сплоченности. Она, по сути, являлась знаменем длительной борьбы против гнета жестоких кочевников-басурман, проживающих в степи. А чуть позже она стала ассоциироваться с всеобщим стремлением освободить родную страну от монголо-татарского ига. Поэтому некоторые исторические песни, помимо всего прочего, имеют упоминания о Боге. Не стоит удивляться этому.
Утрата ценных рукописей
Судить же об очень древних видах русских народных исторических песен довольно тяжело, учитывая драматические события, разворачивавшиеся в то время. В результате нашествия Батыя сгорело множество старинных и весьма ценных рукописей, о чем исследователи сейчас горько сожалеют. Теперь люди никогда не узнают, о чем повествовали уничтоженные произведения. Эти исторические песни утеряны навсегда.