Советские грузинские актеры всегда отличались от остальных особой статью, выразительной внешностью и горячим характером. По этой причине грузины-актеры неизменно приковывали к себе внимание миллионов женщин необъятной страны, а женщины-актрисы восхищали всю вторую половину ее многочисленного населения.
Детство
Биография актера Кахи Кавсадзе, будущего знаменитого Абдуллы из кинофильма "Белое солнце пустыни", началась в Тбилиси, старинном городе солнечной Грузии. Именно в нем, а не в городе Ткибули, название которого потом по ошибке запишут чиновники в качестве места рождения Кахи. В семье музыканта и врача 5 июня 1935 года и родился наш герой.
И его дед, Сандро Кавсадзе, и отец Давид связали свою жизнь с музыкой. Были они люди достаточно известные на своем поприще, по которому был просто обязан пойти по их стопам и Каха. Да он и пошел поначалу, поступив вместе с братом в музыкальную школу для одаренных детей. Однако в скором времени их оттуда исключили - детям врага народа не было место среди благополучного общества.
Дедушка Сандро
Сандро Кавсадзе в Тбилиси и за его пределами знали все. Талантливый музыкант, хормейстер и певец, он основал и руководил Народным ансамблем песни и танца Грузии, существующим до настоящего времени. В фольклорном хоре, который организовал дедушка Кахи Кавсадзе еще в пору обучения в духовной семинарии, пел тринадцатилетний мальчик Сосо по фамилии Джугашвили. Будущий вождь всей страны. С тех давних пор Иосиф Виссарионович проникся к Сандро безграничным уважением, считая его своим учителем.
Однажды в попытке как-то его отблагодарить и в память о прошлом Сталин даже спросил у Сандро, что он, большой человек, может для него сделать? Награды, квартиры, звания - Джугашвили был готов и способен на все. На что в ответ Сандро Кавсадзе попросил подарить легендарную трубку вождя, которую он всегда курил. Усмехнувшись, Сталин протянул ему ее.
На фото: дед актера, Сандро Кавсадзе, с сыновьями - Давидом, отцом Кахи, и Гиушей, дядей.
Когда Сандро Кавсадзе тяжело заболел, однажды к нему пришло письмо от Сталина, написанное на грузинском языке:
Приветствую, Сандро! Узнал случайно, что вы в больнице. Это плохо. Если что-то нужно, скажите. Я готов оказать вам всяческую помощь. Живите тысячу лет. С приветом. Ваш Сосо. 9 сентября 1937 года.
Отец
Давид, отец Кахи Кавсадзе, окончил Тбилисскую консерваторию, прекрасно пел, был композитором, дирижером и даже руководил хором Народной песни, когда дедушка Сандро умер.
Судьба отца Кахи выдалась не такая завидная. Когда началась Великая Отечественная война, он сразу же попал на фронт. В кровопролитных боях под Керчью был ранен, попал в плен, а позже стал узником концлагеря в Германии. Удивительно, но из заточения его в 1943 году удалось освободить Парижской грузинской диаспоре, когда та узнала, что в числе заключенных лагеря находится Давид, сын того самого Сандро Кавсадзе. Каким именно образом это было сделано, сведений не сохранилось. Известно только, что, едва оправившись, Давид решил создать в Париже настоящий грузинский ансамбль песни и танца. Для этих целей, с помощью той же диаспоры, которой он был спасен, Кавсадзе добился разрешения на отбор кандидатур из числа узников грузинского происхождения в тех же лагерях смерти. Таким образом ему удалось спасти немало людей, поскольку на самом деле его конечной целью был совсем не ансамбль.
Вот как описывает эти события Кахи Кавсадзе:
Официально он собирал грузинских певцов, а на самом деле набирал людей самых разных национальностей. Как мне рассказывали, он проходил вдоль строя и говорил по-грузински: «Кто грузин, выходите!» Выходили все, кто понимал по-грузински: евреи, армяне, русские, азербайджанцы. Многие и петь-то не умели, но он все равно забирал их из шеренг: «Выходи, выходи…»
Очень много людей спас...
Однако после возвращения в Грузию в 1945 году, Давид Кавсадзе был арестован, объявлен врагом народа и сослан в Сибирь, где впоследствии умер, не дожив всего одного года до смерти Сталина.
Мама
На момент свадьбы Тамара Цагареишвили, мама Кахи Кавсадзе, была юной выпускницей медицинского института. Потом работала по специальности, врачом туберкулезного диспансера. Когда началась война и муж Давид ушел на фронт, Кахи было всего шесть лет, а его брату Имери - четыре. С тех пор Тамара воспитывала сыновей одна.
После ареста и ссылки мужа, ранее считавшегося геройски погибшим, ей перестали выплачивать пособие, а после начали урезать ее и без того небольшую зарплату, получаемую в диспансере. И ей, и детям не всегда удавалось поесть.
Тамара растила сыновей за себя и за отца, наказывая за хулиганские поступки, которых было превеликое множество, сразу обоих. За проявляемую мамой твердость характера Кахи и Имери в шутку называли ее укротительницей тигров.
Кавсадзе-актер
Вначале Кахи, учившийся в математической школе, даже и не помышлял связать свою судьбу с профессией актера. Вмешалось само провидение - когда юноша учился уже в выпускном классе, его неожиданно пригласили на кинопробы и утвердили на роль. Однако вскорости Кахи получил серьезную травму на тренировке и попал в больницу. Вместо него выбрали другую кандидатуру. Но зерно сомнения, родившееся в душе будущего знаменитого актера, взросло и дало плоды. Уже в больнице после длительных раздумий он решает стать актером.
В 1956 году во время обучения в Тбилисском театральном институте Кавсадзе дебютировал в кино, убедительно сыграв свою роль в картине "Песнь Этери". Кахи Кавсадзе, рост которого составлял 185 сантиметров, подобно плавнику акулы возвышался над своими сокурсниками. Его яркий и фактурный типаж было невозможно не заметить. Кавсадзе начал постоянно появляться на экранах («Мамлюк», «Годен к нестроевой» и другие ленты).
По-настоящему стал знаменитым на всю страну актер в 1969 году, снявшись в роли отрицательного героя Абдуллы в фильме «Белое солнце пустыни». Женская аудитория просто сходила с ума от харизматичного бандита с орлиным взглядом.
Затем, в 1973 году, последовала также удачная роль в завоевавшей популярность ленте «Мелодии Верийского квартала»
Знаковым для Кавсадзе стало исполнение главной роли в драме «Житие Дон Кихота и Санчо» 1988 года. Роль, ради которой актер похудел практически на тридцать килограммов.
Все восемьдесят фильмов Кахи Кавсадзе, в которых ему довелось сыграть за более, чем 57 лет творческой карьеры, нашли любовь и признание у зрителей всей страны.
Белла
В биографии Кахи Кавсадзе его жена, актриса Белла Мирианашвили, стала единственной женщиной. Настоящей любовью всей его жизни.
Кахи, этот высокий красивый видный грузин, обычно возвышавшийся над толпой, повстречав свою избранницу в театральном институте, вдруг стал маленьким и робким. Все, на что его хватило - это наблюдать за девушкой со стороны.
Эта тайная любовь на расстоянии продолжалась настолько долго, что Белла за это время успела выйти замуж и обзавестись дочерью Наной.
И лишь когда девушка развелась с предыдущим мужем, Кахи переборол себя и перешел в решительное наступление. Они играли в одном театре, и очень скоро пара сдружилась. За всю жизнь, как вспоминает актер, он так и не сказал Белле, что любит ее. Все свои чувства он смог ей показать без слов - своими поступками и отношением.
Семья
Кахи Кавсадзе принял полуторагодовалую дочь Беллы от первого брака, Нану, как родную. Бог дал им и общего ребенка - сына Ираклия.
Однако молодую счастливую семью поджидало несчастье - во время беременности Белла заболела гриппом. Никаких лекарств она не стала принимать, боясь повредить ребенку. Ираклий родился здоровым. Но болезнь Беллы дала осложнение, в результате которого уже через два года девушка утратила способность ходить и до конца жизни осталась прикованной к инвалидному креслу.
Из 26 лет, которые паре было суждено провести вместе, всего три года Кахи и Белла жили нормальной человеческой жизнью.
Несмотря на болезнь, жена умудрялась жить полной жизнью - содержала в чистоте их дом, воспитывала детей, принимала гостей и никогда не жаловалась ни на что. Кахи боготворил и в буквальном смысле носил Беллу на руках до ее самого последнего дня, 28 августа 1992 года. Она уснула и больше не проснулась...
Несмотря ни на что, актер Кахи Кавсадзе считает эти 26 лет, проведенные вместе с Беллой, самыми счастливыми в своей жизни. Забыть жену он так и не смог, остался ей верен даже после ее смерти и каждый день носит на ее могилу букет из желтых цветов.
Дети
Их дети пошли по стопам родителей. Дочь Нана стала актрисой театра Руставели, и работает вместе с отцом. Сын Ираклий также служил в театре вместе с родными, но потом перебрался в американский город Вашингтон, где работает в местном театре.
Артист говорит:
Иногда кажется, что судьба от нас отворачивается. Но мне кажется, она на самом деле проверяет: как ты себя поведешь? И если ты не сломался, поступаешь как человек, она не оставит тебя...
В каждом из своих детей Кахи Кавсадзе видит частички любимой Беллы.
Ее уже нет, а они - есть. И жизнь продолжается (на фото - Кахи Кавсадзе сегодня).