Среди специалистов и раввинов нет единого мнения относительно происхождения этой общины, долго жившей в глубине Африки. Согласно официальной легенде, эфиопские евреи переселились туда во времена царя Соломона. Некоторые исследователи полагают, что, возможно, речь идет о группе местных христиан, которые постепенно перешли к иудаизму. В 80-х годах прошлого века начался исход в Израиль, всего было вывезено на Землю обетованную около 35 тысяч человек.
Общая информация
Эфиопские евреи — фалаши, что в переводе с древнеэфиопского языка геэз означает "выходцы" или "пришельцы". Геэз относится к группе эфиосемитских языков, на нем в Эфиопии проводят богослужения представители всех местных религий — как сами иудеи, так и православные, и католики. Самоназвание эфиопских евреев — бета-Исраэль, что переводится как "дом Израиля". Исповедуют мозаизм — разновидность неталмудического иудаизма.
Первоначально языками евреев Эфиопии были два родственных языка агавской группы — кайла и диалект языка кемант (квара). От языка кайла остались письменные свидетельства исследователей. Второй сохранился ко времени массового переселения в Израиль, сейчас им владеют только пожилые репатрианты. В самой Эфиопии большинство бета-Исраэль говорят только на амхарском — языке самой большой по численности народности в регионе, он же является официальным языком страны. Незначительное количество говорит на тиграй — языке одноименной провинции. В Израиле большинство начинает говорить на иврите, хотя по статистике, доля знающих государственный язык — одна из самых низких среди репатриантов из разных стран.
Образ жизни
В основном фалаши — небогатые земледельцы и в большой части примитивные ремесленники, особенно те, кто проживает в северо-западных регионах страны. Крестьяне выращивают местные культуры на арендованной земле. Мастеровые евреи фалаши занимаются плетением корзин, прядением и ткачеством, гончарным и кузнечным делом. В крупных городах также есть ювелиры, большинство же городских фалашей трудятся на местных стройках. Примечательно, что в отличие от еврейских общин в других странах, они почти не занимаются торговлей.
Основой рациона эфиопских евреев составляют мука и крупа из местных злаков дурру и дагусса (из которой также делают пиво), лук и чеснок. Никогда не едят сырое мясо, в отличие от соседних племен — больших любителей сыроедения. В отличие от соседних африканских народов, у них не распространено многоженство. К тому же вступают в брак они в относительно зрелом возрасте. Воспитанием детей занимаются священники и дабтара, которые учат их грамоте, толкованию Библии, важной частью образования является заучивание псалмов. Дабтара — это знатоки каллиграфии, классического эфиопского языка геэз и церковных обрядов.
Этническая принадлежность
Согласно общепризнанной научной теории, которой придерживаются большинство историков и этнографов, эфиопские евреи имеют кушитское происхождение. Относятся к племенной группе агау, которая была автохтонным населением северных областей региона до того, как в I тысячелетии до нашей эры туда не хлынули семитские племена из древних государств Южной Аравии. В то же время современные генетические исследования, проведенные в 2012 году, показывают, что несмотря на то, что фалаши ближе всего к местному эфиопскому населению, среди их далеких предков несомненно были евреи.
В самой общине сохранилось поверье, что темнокожие, имеющие характерные африканские этнические особенности эфиопские евреи (бария) являются потомками рабов, принявших религию господ. Другая группа чуа (красные), являются потомками настоящих евреев, пришедших из Израиля и якобы посмуглевших из-за знойного африканского климата. Это деление подчеркивает статус и происхождение фалаши.
Особенности верования
Во времена Второго Иерусалимского Храма в иудаизме существовало несколько религиозных направлений (фарисеи, саддукеи и ессеи). У каждого из этих течений были свои ритуалы и религиозные практики. Современное еврейское государство придерживается преимущественно фарисейской традиции. Многие религиозные особенности эфиопских евреев противоречат официальному иудаизму.
Например, святость субботы у фалаши необходимо хранить даже при при угрозе человеческой жизни, а в раввинском иудаизме это допустимое нарушение при спасении человека. Бета-Исраэль не зажигают свечи накануне субботы — в соответствии с древними обычаями они не могут пользоваться никаким огнем, даже если он зажжен заранее. В современной еврейской традиции субботний секс всячески поощряется, а у эфиопских евреев категорически запрещен, чтобы не пачкать тело.
Места традиционного проживания
До массовой алии в Израиль (в начале 80-х годов прошлого века) численность эфиопских евреев насчитывала 45 тысяч человек, которые проживали по большей части в северо-западной части страны. Примерно 500 еврейских селений находились в нескольких областях провинции Гондар (сейчас Северный Гондэр). Поселения фалаши располагались между поселками местных крупных этнических групп — амхара и тигре. По первой переписи 1874 года в этих небольших поселках тогда проживало более 6000 семей, а общая численность составляла 28 000 человек. Если смотреть на карту Эфиопии, то видно, что много поселений фалаши располагались в районах вокруг озера, в горах Сымен.
Поселения местных иудеев также были в в исторических областях Куара и Ласта, в отдельные кварталы в городах Гондэр и Аддис -Абеба.
Народные легенды
Эфиопские иудеи считают себя потомками легендарных царицы Савской Меакеды и царя Соломона, а также их приближенных. В библейские времена, когда еврейский государь выпроводил из своего дворца одну из своих семисот жен, та была уже беременна. Вместе с ней покинули родную страну и 12 уважаемых старейшин с домочадцами и слугами, а также сын первосвященника Цадока-Азария. Находясь в изгнании, в положенный срок она родила сына Мененлика, который выбрал для проживания Эфиопию и основал тут селение. Потомками знатных иерусалимских беженцев и являются фалаши, по их мнению.
По другому варианту эфиопской легенды, которая считается истинной и иудеями, и христианами страны, Менелика I помазали на царство в древнем Иерусалимском храме. После торжественной церемонии, вместе с тем же составом приближенных, что и по первой версии, он отправился в эфиопские колонии Сабы, где стал основателем "Соломоновой династии". Времена поселения в Эфиопии сторонников иудаизма достоверно не установлены.
Основные научные теории
Существуют две основные научные версии происхождения бета-Исраэль. По одной из них, они действительно являются дальними потомками еврейских поселенцев. Некоторые исследователи отмечают, что это доказывают религиозные особенности эфиопских евреев, которые практически полностью совпадают с описанными в Кумранских рукописях. Это касается ритуалов и религиозных практик.
По другой теории, этнические особенности эфиопских евреев показывают, что они не имеют с евреями ничего общего. Это коренное население страны, которое в XIV–XVI веках восприняло близко Ветхий Завет, постепенно пришло к соблюдению ветхозаветных заповедей и самовольно причислило себя к иудеям.
Согласно научным теориям, разделяемым большей частью этнографов и историков, эфиопские евреи — кушитского происхождения и принадлежат к группе племен агау, составлявшей часть автохтонного населения северной Эфиопии до того, как туда в I тысячелетии до н. э. из Южной Аравии переселились семитские племена.
Мнение авторитетных исследователей
Первые научные работы подтверждающие, что эфиопские евреи все же настоящие, относятся еще к XVI веку (североафриканский ученый Радбаз), что позже подтвердили и другие исследователи. Некоторые современные ученые, в том числе и профессор Иерусалимского университета С. Каплан, признают, что сложный процесс формирования фалаши шел в XIV-XVI веках. Когда произошло слияние различных групп в одну этническую общность, в которую вошли представители так называемых эйхудов, и в которую объединились люди, исповедующие иудаизм, а также еретики и повстанцы, жившие в северо-западных районах Эфиопии.
Известный исследователь иудео-эфиопоских традиций доктор Зива считает, что традиционные практики указывают на то, что община фалаши была в древности неотъемлемой частью еврейской общины. В один из периодов истории эфиопские евреи оказались отрезаны от Земли обетованной. Они жили в полной изоляции, но тем не менее смогли сохранить древние традиции своих далеких предков.
Первое признание
Впервые бета-Исраэль признали настоящими евреями в XIX веке, когда их нашли европейские миссионеры-протестанты. Им разрешили проповедовать при правлении Теодроса II. Главной своей задачей в Эфиопии миссионеры видели крещение местных евреев. Христианские проповедники грубо вмешивались в жизнь иудейских общин, но разрешили им изучать Библию. Но по распоряжению церковного руководства из Иерусалима, крестить должно было туземное духовенство.
Крещение проходило успешно, но было потом приостановлено благодаря усилиям европейских евреев, католиков и местных священников. При последующих правителях Абиссинии, дискуссии о вере происходили часто. А при Иоанне были запрещены все нехристианские религиии. Мусульман и фалаши загоняли в реку солдаты с заряженными ружьями и священники насильно крестили их.
Распространение религии
По поводу распространения иудаизма в Эфиопии есть несколько теорий, согласно одной из них новую для местных племен агау привнесли переселенцы из Южной Аравии. Также еврейская вера могла дойти сюда и через Египет. Возможно также благодаря евреям, осевшим в древние времена в этой местности и со временем ассимилировавшимися среди африканского населения.
Эфиопские письменные хроники IV-V веков свидетельствуют, что иудаизм был распространенной религией еще до появления в стране христианства в северной части страны, которое стало государственной религией Аксумского царства. После этого начались преследования сторонников иудаизма. Предки фалаши были вытеснены с благодатных прибрежных районов в горы к северу от озера Тан, где они долгое время сохраняли политическую независимость и имели своих правителей с центром в Самиене. Государство местных евреев на карте Эфиопии просуществовало недолгое время.
Первая алия
Фалаши были признаны частью еврейского народа в 1973 году, когда верховный раввин Израиля Йосеф Овадья объявил, что традиции этого народа — вполне иудейские и они вообще потомки колена Данова. После этого эфиопская община получила право на переезд в Израиль. В ответ власти Эфиопии запретили выезд своих граждан из страны.
В 80-х годах Израиль решил вывезти эфиопских евреев (часть из них уже жила в лагерях переселенцев в соседнем Судане). Разведка Моссад спланировала операцию "Моисей". В Судане были организованны временные взлетно-посадочные полосы, к которым на грузовиках должны были провозиться будущие израильтяне. Фалаши должны были пешком добираться пешком до пунктов сбора. Всего удалось вывезти от 14 000 до 18 000 человек.
Дальнейшая алия
В 1985 году, при содействии Джорджа Буша-старшего, было вывезено 800 человек из Судана в ходе операции "Иисус". Через 6 лет эфиопские власти разрешили забрать оставшихся 20 000 эфиопских евреев за 40 млн. долларов, по 2000 за каждую "голову". В ходе операции "Соломон", в которой были задействованы разведка и армия, фалаши были вывезены в течение двух суток. Самолеты летели прямыми рейсами от Аддис-Абебы до Тель-Авива.
Один из рейсов установил при этом рекорд: на грузовом "Боинге" израильской авиакомпании улетело 1122 человека. Всего в ходе трех операций было вывезено около 35 000 эфиопских евреев.
На Земле обетованной
В Израиле для фалаши действовала специальная программа абсорбции. Новые израильтяне не знали языка евреев, никогда не видели больших городов и жили практически натуральным хозяйством. Первая волна репатриантов достаточно быстро интегрировалась в жизнь страны: уже через год почти 50% из них освоили государственный язык, получили профессиональную подготовку и жилье.
Кроме фалаши, в Эфиопии есть этническая группа фалашмура, предков которых крестили насильно. В 2010 году в Израиль были вывезено 3000 из них — кто сумел доказать свои еврейские корни, при этом они обязательно должны были проходить гиюр (обряд обращения "нееврея" в иудаизм).