Педагогические технологии обучения: сущность и основные задачи

Сущность понятия «педагогические технологии»

 

Специальное направление в педагогической науке -- педагогические технологии обучения -- появилось в шестидесятых годах прошлого столетия. Зародилось оно в США и Англии, а со временем получило свое распространение и в других странах. Появление этого понятия и исследовательского направления в педагогике -- не простая случайность. Изначально, когда в западных странах в учебный процесс начали внедрять технику, педагогические технологии обучения связывали с техническими средствами обучения. Позже из понятия «технология обучения» родился термин «педагогические технологии», суть которого состоит в содержательной технике учебного и воспитательного процессов.

Сегодня понятие «педагогические технологии обучения» включает в себя совокупные знания о средствах и способах организации и проведения учебного и воспитательного процессов. Также педагогические технологии можно охарактеризовать как вид обучения, который научно обоснован и организован таким образом, чтобы в конечном результате достичь выполнимой реально, конкретной цели в образовании, развитии и воспитании обучающегося. Приступая к разработке технологий обучения, можно спрогнозировать как деятельность преподавателя, так и учащегося. При этом ТСО могут использоваться, а могут и не применяться.

 

Сам термин «педагогические технологии обучения» имеет два значения:

1)                           методы, способы обработки, подачи, изменения информации, предусмотренной для обучения;

2)                           наука, изучающая способы воздействия обучающего на своих воспитанников в ходе процесса обучения, который проводится с использованием технических и информационных средств.

 

Таким образом, составляющие технологии обучения – средства, содержание и методы -- взаимосвязаны и взаимообусловлены. Мастерство педагога-преподавателя и определяется тем, насколько точно он спланировал содержание учебного материала, применил эффективные методы, использовал средства обучения в соответствии с поставленными педагогическими задачами.

 

Педагогические технологии включают в себя три основных вида деятельности:

- традиционные технологии обучения;

- развивающие технологии;

- личностно-ориентированные технологии.

 

Особенности традиционных технологий обучения

 

Традиционный тип обучения существует уже почти полвека. Представлен он классно-урочной системой, обязательным элементом которой является урок. Занятия проводятся одновременно с целым классом. Роль преподавателя при этом -- объяснить содержание учебного материала, передать знания, выработать навыки, оценить результаты воспроизведения выученного. Поэтому традиционные технологии обучения зачастую носят репродуктивный характер. Учителю в этом случае отводится главная роль, а его усилия в основном направлены на качественное изложение учебной информации. В обязанности же учащегося входит воспроизведение усвоенного материала.

В основном традиционный тип обучения представлен объяснительно-иллюстративным методом подачи материала.

Традиционные технологии обучения имеют свои как положительные характеристики, так и отрицательные, но полностью отказываться от них все же не стоит.

 

Особенности применения технологий обучения в высшей школе

 

В вузе планирование технологии обучения предусматривает создание проекта содержания изучаемой дисциплины, подбор обучающих средств и методов, форм, с помощью которых будет проведена организация образовательного процесса. Следовательно, технологии обучения в высшей школе предусматривают структуру учебного материала, предлагаемого студентам, задания, упражнения и задачи, способствующие формированию как учебных, так и профессиональных умений, накопление начального опыта деятельности, связанного с будущей профессией.

Необходимо отметить, что технологии обучения в высшей школе состоят из:

- целей, поставленных перед обучением;

- содержания самого обучения;

- форм, с помощью которых  происходит организация процесса обучения;

- средств сотрудничества между преподавателями и студентами, их взаимной деятельности;

- результатов деятельности, определяющих степень профессиональной подготовленности.

 

Поэтому технологиями обучения предусмотрено организацию учебного процесса, управление им, а также контроль над ним. Все составные этого процесса пребывают во взаимных связях и взаимной зависимости

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.