Технические средства обучения существенно упрощают задачу современного педагога. С их помощью осуществляется отбор, передача, преобразование, отображение информации.
Использование технических средств обучения в современной школе позволяет автоматизировать многие интеллектуальные процессы.
Значение и актуальность
После введения в отечественные школы новых федеральных образовательных стандартов существенно усложнились объекты обучения. Технические средства обучения дают возможность учителю выходить за рамки учебного класса, объяснять и демонстрировать ребятам те процессы и явления, которые невозможно увидеть невооруженным глазом.
При рациональном их применении педагог трансформирует учебное время, моделирует пространство, что позитивно отражается на повышении познавательного интереса к разным учебным дисциплинам у подрастающего поколения.
Технические средства обучения позволяют демонстрировать сложные технологические процессы, которые трудно понять с помощью мела и доски.
ИКТ дают возможность расширять иллюстративный материал, создавать проблемные ситуации, осуществлять поисковую деятельность со школьниками не только на учебных занятиях, но и во внеурочной работе.
Инклюзивное обучение
Технические средства обучения разработаны не только для талантливых школьников, но и для детей, которые имеют ограничения по физическому здоровью. Такие ребята не могут посещать школу вместе со здоровыми ребятами, но они имеют право на получение знаний и умений. В настоящее время для них созданы оригинальные технические средства обучения.
Программа составляется индивидуально для каждого ребенка, учитывает его физическое состояние, интересы и интеллектуальные возможности. Среди сурдотехнических средств выделяют звукоусиливающую аппаратуру индивидуального и коллективного использования, благодаря которой можно вести работу по совершенствованию нарушенного слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей.
Такие технические средства обучения в школе – приспособления, передающие информацию о звуковых явлениях, преобразуемых в световые, тактильно-вибрационные сигналы, которые ощущаются поверхностью тела.
Основные аспекты ТСО
Эффективность их применения характеризуется тремя взаимосвязанными аспектами: методическим, техническим, организационным.
Технические средства в процессе обучения предполагают адаптацию, совершенствование, разработку, что используется для обратной связи между преподавателем и учащимися. Они помогают обрабатывать, документировать информацию, организовывать самостоятельные занятия.
В том случае, когда наглядные и технические средства обучения применяются неумело, они не дадут желаемого эффекта. Среди воспитателей и педагогов подавляющее большинство – женщины, которые не разбираются в технике.
Серьезным психологическим барьером является страх неисправностей используемой аппаратуры. Для того чтобы справиться с ним, необходимо знакомить работников детских садов и школ с ТСО, правилами их применения, особенностями обслуживания.
Варианты применения
Все современные технические средства обучения по степени применения, уровню подготовленности учащихся подразделяют на три уровня применения:
- эпизодический;
- синхронный;
- систематический.
В первом случае педагог лишь иногда пользуется ТСО. Синхронное применение связано с их постоянным включением в воспитательный и образовательный процесс.
Систематическое использование техники позволяет педагогу расширять объем преподаваемой учебной дисциплины.
Современные ТСО
На стадии становления личности в ребенке закладываются основы представлений, понятий, знаний и умений. Увеличивающийся объем информации, усваиваемой школьниками осмысленно, предполагает применение технических средств обучения, совершенствование приемов воспитания и обучения.
ТСО дают учителю возможность улучшать учебный и воспитательный процессы, совершенствовать навыки и умения своих воспитанников.
Технические устройства с дидактическим обеспечением используются для обработки и оптимизации информации. Они объединяют в себе два понятия:
- дидактические;
- технические.
Классификация
Специальные технические средства обучения внедряются в учебный процесс для повышения его качества и эффективности.
К визуальным видам относятся диапозитивы, диафильмы, разнообразная диапроекционная аппаратура.
Аудиальными ТСО считают звукозаписывающую и воспроизводящую аппаратуру, фонограммы.
К манипуляционным вариантам причисляют разнообразные тренажеры.
Автоматическими средствами обучения называют разнообразную компьютерную технику и расходные материалы.
В настоящее время сложно найти в России школу, в которой бы не было компьютерного класса. Данный вид ТСО является наиболее перспективным вариантом обеспечения качества учебного процесса.
Выделяют несколько вариантов компьютерной техники, подходящей для детских садов, школ, гимназий, лицеев:
- по характеру предоставления информации (звуковые, экранные, экранно-звуковые);
- по функциональному назначению (мультимедийная аппаратура, вспомогательное оборудование, технические аудиторные комплексы).
Направления использования
В настоящее время используется три маршрута:
- модернизация воспитательной и образовательной работы, направленная на углубление, эмоциональное восприятие школьниками программных знаний, получение полного представления о культуре и традициях родного края, сведений об окружающей среде;
- научная организация педагогического труда в образовательных учреждениях, повышение профессионализма, обмен опытом, совершенствование приемов и методов работы;
- просвещение общественности.
Варианты ТСО
Существуют специальные тренажеры, позволяющие оценивать уровень УУН. Например, для оценки состояния компьютерного оборудования в автомобиле используется контролер технического состояния автотранспортных средств.
Обучение предполагает отработку навыков, выявление и устранение проблем в теоретических и практических знаниях.
Компьютеры, используемые в современных школах, оснащены специальными программами, позволяющими педагогам управлять познавательной деятельностью школьников в сфере формирования арифметических расчетных навыков, физических и химических задач.
Специальные редакторы дают возможность на уроках черчения и рисования создавать графики.
Все программы, применяемые в отечественных гимназиях, школах, лицеях, адаптированы к индивидуальным возрастным особенностям детей и подростков.
В зависимости от специфики преподаваемой учебной дисциплины учитель может систематически или периодически использовать в образовательном и воспитательном процессе разнообразные виды технических средств обучения.
Особенности ТСО
Современные ПК создаются с жидкокристаллическим экраном, могут быть запитаны от электрических батареек, от сети, аккумуляторов (до 5 В). Они потребляют небольшую мощность, могут устанавливаться в любом учебном кабинете.
Такое ПК оснащается множеством дополнительных устройств, поэтому можно сочетать тексты с мультипликацией, речевым, музыкальным сопровождением. Мультимедиа – отличный помощник педагогам дошкольных образовательных учреждений. На занятиях, направленных на развитие речевых навыков, формирование эстетического восприятия окружающего мира, малыши с помощью ТСО учатся узнавать животных по звукам, внешнему виду, повадкам.
Если в дошкольных образовательных учреждениях технические средства обучения используются периодически, то в школах, лицеях, гимназиях они незаменимы на каждом уроке. Для каждого учебного предмета разработаны свои обучающие программы. Например, интерактивный курс по физике позволяет рассматривать те явления и процессы, которые учитель не может продемонстрировать.
Огромный объем информации можно размещать на небольших съемных носителях, используя диски (дискеты) по мере надобности.
Среди инноваций, которые вошли в российские школы, введение электронных дневников и журналов. Без ТСО заполнение такой документации было бы невозможно. Мультимедиа позволяет педагогу составлять сравнительные таблицы, анализировать индивидуальные достижения каждого ребенка, выстраивать траектории развития для каждого воспитанника.
Важные факты
Что такое контролер технического состояния автотранспортных средств? Обучение ПДД предполагает не только правила дорожного движения, но и рассмотрение устройства автомобиля. Автошколы приобретают ТСО, оснащенные специальными тренажерами. Обучение выстраивается таким образом, чтобы будущие водители отработали теоретические знания, получаемые на лекционных занятиях. Это существенно упрощает подготовку к сдаче экзаменов, является гарантией выпуска из автошкол квалифицированных водителей.
Для того чтобы ТСО были в максимальной степени эффективными, необходимо сначала научиться пользоваться такими гаджетами.
Сначала педагог проводит инструктаж, объясняет специфику оборудования, правила работы с ним. Только после этого учащиеся приступают к самостоятельной работе.
Эффективность использования
Она напрямую связана с этапами занятия. К примеру, если ТСО используется на уроке больше 20 минут, это приводит к тому, что школьники перестают понимать, перерабатывать, осмыслять информацию, теряют интерес к уроку.
Психологи убеждены в том, что оптимальным вариантом будет применение технических средств в начале урока. Достаточно 5-10 минут для того, чтобы сконцентрировать внимание класса на проблеме, которая будет рассматриваться в ходе учебного занятия.
Можно воспользоваться ТСО в середине урока, чтобы поддержать устойчивое внимание класса. Монотонное применение одного и того же способа обучения приводит к существенному торможению центральной нервной системы, потере возможности восприятия преподносимой информации.
Как избежать подобной проблемы? Психологи рекомендуют школьным учителям чередовать эмоциональную нагрузку с разгрузкой, например, теоретический материал сопровождается просмотром фрагмента, слайдами, мультфильмами.
Заключение
Технические средства обучения, к которым относятся персональные компьютеры, мультимедиа, стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Учитывая функциональность и значимость ТСО, в настоящее время они классифицируются по разным признакам.
С учетом функционального предназначения они подразделяются на средства, позволяющие передавать учебную информацию, контролировать универсальные учебные навыки, осуществлять самообучение. Есть и такие устройства, которые совмещают в себе сразу несколько функциональных возможностей.
Отличительной чертой магнитофонов, эпипроекторов, графопроекторов, видеомагнитофонов является способность преобразовывать информацию в ту форму, которая удобная для восприятия.
В настоящее время в образовательных организациях используются разнообразные технические комплексы и устройства, которые позволяют по необходимым критериям и программам оценивать вариант усвоения учебного материала. Они различаются по типу обучающих программ, методам ввода ответа обучающихся.
Сложно представить себе образовательное учреждение в РФ, где бы не применялись какие-либо технические средства обучения. И в детских садах, и в школах, и в высших учебных заведениях ТСО позволяют внедрять в учебно-воспитательный процесс инновационные достижения современной науки и техники.