Есть такая пословица: «Век живи – век учись». И даже тот, кто всячески пытается опровергнуть это мнение, не желая постигнуть все новое, прекрасно понимает, что именно обучение помогает укрепиться в этом мире, достигнуть поставленных целей и высот.
Процесс обучения – система, изучением которой занимается особая наука – дидактика. В числе ее главных задач – закрепление уже полученных данных об этом процессе, а также дальнейшее изучения его природы и движущих сил. Процесс обучения как целостная система – это совокупность нескольких взаимосвязанных, дополняющих друг друга этапов. Профессор канадского университета Райерсона Питер Урс Бендер, занимаясь изучением процесса обучения, выделил следующие, наиболее важные этапы:
- Желание и намерение. Любое обучение всегда начинается с внутреннего толчка к познанию нового. Если человек желает и хочет открыть для себя что-то новое, ему легче это постигнуть. Чем больше его желание, тем больше он может узнать.
- Осознанность также входит в процесс обучения. Думать, реально оценивать то, что происходит вокруг, наблюдать за движением окружающих людей, слышать и осознанно воспринимать то, о чем они говорят. Осознанность – это чувство направления, которое помогает понять, что хочется или чего еще не удалось узнать, что от тебя, как от личности, может понадобиться другим людям.
- Информация. Благодаря осознанности человек получает самую разнообразную информацию.
- Действие. Чтобы хорошо усвоить полученную информацию, мало только ее услышать, прочитать. Важно действовать – учить, применять полученный опыт на практике и никогда о нем не забывать.
- Итоговые результаты. Пройдя через все этапы обучения, в конечном итоге человек получает следующее: удовлетворенность от изученного, воплощение изученного в реальность, желание и готовность поделиться полученными знаниями с другими.
Процесс обучения начинается с того момента, когда человек появляется на свет. Сначала он основывается на ощущениях и звуках, а затем постепенно усложняется, позволяя маленькому ребенку постепенно взрослеть, переступая на очередную ступеньку жизни. На протяжении всей своей жизни человек находится в непрекращающемся поиске новой информации, новых интересных фактов и открытий. Интерес ко всему окружающему позволяет занять определенную социальную ячейку, обрести свое призвание и передавать свой жизненный опыт тем, кому он может быть полезным.
Факторы, влияющие на процесс обучения, бывают самыми разнообразными. Они носят не только социальный, но и политический, экономический характер. Обучение детей начинается в семье, и от того, каким в ней будет к этому отношение, зависит дальнейшее становление и развитие человека. Школьный процесс обучения является самым важным, от того, как правильно будет организован он, зависит восприятие учениками окружающего мира, изучение наук и применение полученного опыта в жизни. Школа – это именно тот важный этап жизни, который дает человеку базовые навыки, позволяющие по ее окончанию определиться с профессией и найти стимул для дальнейшей жизни. Если говорить о политическом и экономическом факторах, то процесс обучения во многом зависит от того, сколько внимания данному процессу уделяет государства, а также в какой степени оно занимается его финансированием. Также процесс обучения во многом зависит и от того, какое здоровье у человека. Как правило, у болеющих людей мотивация к обучению резко снижается, при этом наблюдаются нарушения в работе таких показателей, как память, внимание, сосредоточенность. И, наконец, важным фактором, влияющим на процесс обучения, является собственный настрой человека, ведь, как утверждает Райерсона Питер Урс Бендер, только желание и стремление может дать толчок к познанию.