Результативность деятельности организации определяет слаженная работа коллектива, аргументированное управление ресурсами, рациональное распределение целей и расстановка приоритетов. Ренсис Лайкерт в своих работах раскрыл значимость правильного руководства в рабочем процессе. Его шкалой и другими достижениями пользуются в современных компаниях. Следует детальнее ознакомиться и проанализировать наработки американского ученого.
Личная жизнь
Биография Ренсиса Лайкерта начинается пятого августа 1903 года в городе Шайенн, штат Вайоминг, Соединенные Штаты. Тогда парень еще не догадывался, с чем хочет связать собственную жизнь и чему ее посвятить. В школе был прилежным учеником.
Настоящее понимание и осознание своего жизненного предназначения пришло к Ренсису Лайкерту во время учебы в вузе. Так, в 1926 году молодой человек защитил дипломную и получил степень бакалавра экономики и социологии в университете Мичигана. На достигнутом решил не останавливаться. Спустя шесть лет студент стал доктором философии и психологии в Колумбийском университете.
Пока все старательно изучали лекции и другие учебные материалы, Ренсис Лайкерт со своими друзьями исследовал социальные явления. Мужчина уделял особое внимание поведению отдельных людей в организации, проблемам работы системы и способам использования максимума человеческих возможностей.
Шкала - опросник
Шкала суммарных оценок, созданная Лайкертом, является психометрическим измерением, что часто применяется в формировании опросников или анкет. При работе с ней респондент оценивает уровень согласия с приведенными суждениями, или наоборот. Примерная структура шкалы складывается из пяти элементов (оценок):
- Однозначно не согласен.
- Не согласен.
- 50/50.
- Согласен.
- Полностью согласен.
Таким образом, по результатам опроса можно легко определить отношение испытуемых к исследуемому объекту. Все основано на элементарных непротиворечивых суждениях: от одного критического значения через нейтральную оценку к противоположному.
Особенности метода
Основными преимуществами данной системы Ренсиса Лайкерта являются:
- простота в понимании и сборе информации;
- легкий процесс обработки данных;
- относительная надежность.
Что касается недостатков, то здесь следует отметить:
- избегание крайних (тенденция к средним значениям) и средних (стремление к полярности) оценок;
- необдуманное согласие или опровержение утверждений;
- желание произвести хорошее впечатление, отчего неискренность ответов.
Несмотря на свои недостатки, шкала присутствует в социологических опросах. Крайне редко используется в маркетинговых и экономических исследованиях.
Стили руководства
Ученый неоднократно задумывался о том, как работают руководители и мотивируют сотрудников к выполнению заданий. Теория Ренсиса Лайкерта раскрывает четыре стиля руководства и очень просто объясняется схематически.
- Первая модель называется эксплуататорско-авторитарная. В таком случае у босса нет доверия к подчиненным, поэтому работники не влияют на принятие решений и только выполняют поставленные задачи. Используется метод «кнута и пряника», где кнут – угрозы, страх и наказание, а пряник – случайное вознаграждение.
- Второй вариант – благосклонно-авторитарный, в котором присутствует иллюзия доверия. Некоторые решения обсуждаются и предлагаются нижними уровнями, но только в обусловленных границах.
- Третья альтернатива – консультативно-демократическая. Наблюдается большая заинтересованность в подчиненных, частные вопросы решаются на местах. Руководитель доверяет сотрудникам и часто стимулирует вознаграждениями (управление страхом проводится в крайне редких случаях).
- Четвертый стиль основан на участии, где есть полное доверие и взаимоуважение. Коммуникации проходят как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. Исполнители мотивированы достижением целей, а руководство поддерживает их внешними стимулами.
Ренсис Лайкерт опрашивал многих менеджеров из самых разных компаний и пришел к выводу, что именно четвертая модель наиболее эффективная. Последняя форма ориентирована на создание крепких и дружеских отношений, коллегиальное управление и формирование благоприятного психологического климата внутри коллектива.