Вряд ли удастся услышать в разговоре неправильно произнесенное "позвоню" или "мне надо позвонить". Почему же так часто слышим неверное ударение в "позвонишь", "позвонит", "позвоним", "позвонят"? Откуда взялся такой "звон", если ударение на этот слог не подает?
Такой неточностью в разговорах грешат не только люди, давно окончившие школу и институт, но и те, кто совсем недавно сдавал ЕГЭ. Распространенность ошибки приводит к ее закреплению, постоянному возобновлению в речи. Если хочется говорить грамотно, придется приложить небольшое усилие.
Слышат звон, но не знают, где он
Вероятно, привычка укрепилась именно из-за слова "звон". Оно как-то упорно вылезает в этих словах. Однако никого не удивляет, что в слове "звонОк" ударение смещается. А "звОнок" - это краткая форма прилагательного "звОнкий".
Может быть, все дело в слове "трезвонить"? Действительно, "трезвон" и "трезвонить" имеют право на О как фиксированное ударение.
В соответствии с правилами русского языка, в остальных глаголах с корнем "звон" ("дозвониться", "звонить", "позвонить", "созвониться") ударение никогда не будет поставлено на "звон". Как в неопределенной форме, так и при спряжении по лицам и числам ударение на корень (на букву О) отсутствует.
Придется согласиться, что привычка - вторая натура. Повторив на уроках русского языка, что ударение в "позвонишь" приходится на И, а в "позвонят" на Я, ученики выходят на улицу и слышат разговор проходящих мимо людей. Окружающие то радуются, то сокрушаются, что им "не позвОнят". Ошибка не менее традиционна, чем наставления учителя.
Сколько таких слов?
Эксперты насчитывают несколько десятков слов, в которых ударение ставят неправильно сами носители русского языка. Не только глаголу "звонить" не повезло. Устойчивые и распространенные ошибки существуют в произношении таких слов, как "баловать", "торты", "договоры", "свекла", "щавель", "завидно". А ведь эти слова очень часто употребляются в разговорах, в отличие от "апострофа", "бытия", "аферы", "принудить", "донельзя".
В школе, конечно, обращают внимание на правильную речь. К тому же приходится сдавать экзамен, в котором есть акцентологический минимум: проверка знаний правильного ударения. Но овладеть хорошей речью каждому нужно самостоятельно. Замечательно, когда в семье все говорят грамотно, но если это не так - не надо отчаиваться. Сложно исправить чужие ошибки, свои - несоизмеримо легче.
Как быть взрослым людям? Скорее всего, правильное ударение в слове "позвонишь" никто подсказывать не станет, это невежливо. Но такая ситуация все-таки минус для говорящего, особенно если таких моментов в речи человека много. Единственный выход - еще раз посмотреть справочники, учебники, словари. Ведь телевидение и радио в наше время часто грешат странными выражениями, неверными ударениями, некорректным стилем беседы.
Будут ли меняться акцентологические нормы?
Конечно, ударения в русском языке менялись, и не раз. Примеры:"дарИт", "девИчий", "безудЕржный". Эти варианты уже вышли из употребления.
Есть профессиональные понятия, которые используются с альтернативным ударением. Моряки и медики отстаивают право на свое произношение слов "компас", "прикус" и других терминов.
Но к ударению в "позвонишь" это не имеет никакого отношения, ошибка в нем свидетельствует только о недостатке речевой культуры.
Как запомнить?
Проспрягать глагол "позвонить", всегда сохраняя на третьем слоге ударение:
- позвонИшь;
- позвонИт;
- позвонИм;
- позвонИте;
- позвонЯт.
Это первый правильный подход к запоминанию.
Второй, более легкий способ удержать в памяти, какое ударение в слове "позвонишь": создать ассоциацию с ним в каком-нибудь незамысловатом стишке.
Например:
Если завтра позвонишь,
Нас приятно удивишь.
Или:
О "пятерке" сообщишь,
Когда маме позвонишь.
Учителя, родители и все заинтересованные в активном запоминании детьми основ родной речи стараются преподнести материал не только в строгой, но и в игровой форме. Это всегда становится началом успешного обучения ребенка русскому языку.
Миф о врожденной грамотности, в который почему-то многие верят, легко развеять. Только дайте ребенку читать, писать, запоминать стихи и самому придумывать их с ранних лет.