Первоначально в качестве защиты от внешнего военного нападения понятие "государственная безопасность" широко понималось как охрана и обеспечение экономической, энергетической, экологической, продовольственной и кибернетической сохранности и целостности страны.
Аналогичным образом риски для нацбезопасности включают, помимо проявления агрессии со стороны других стран, действия насильственных негосударственных субъектов, наркотических картелей и многонациональных корпораций, а также последствия стихийных бедствий.
Обеспечение государственной безопасности
Правительства полагаются на ряд мер, включая политическую, экономическую и военную мощь, а также дипломатию для обеспечения мира в стране. Они также могут делать все для создания условий безопасности на региональном и международном уровнях путем сокращения транснациональных причин, таких как изменение климата, экономическое неравенство, политическая изоляция и распространение ядерного оружия.
Угрозы и вызовы
Потенциальные угрозы национальной безопасности России включают в себя действия других государств (например, военные операции или кибератаки), негосударственных субъектов (например, террористические атаки), организованных преступных группировок, таких как наркотические картели, а также последствия стихийных бедствий (например, наводнения, землетрясения). Системные факторы отсутствия безопасности, которые могут быть транснациональными, включают изменение климата, экономическое неравенство и маргинализацию, политическую изоляцию и милитаризацию.
Ввиду широкого спектра рисков, государственная безопасность имеет несколько аспектов, включая экономическую, энергетическую, физическую, экологическую, продовольственную, сохранность границ и кибербезопасность. Эти измерения тесно коррелируют с элементами национальной власти.
Стратегия и виды
Все чаще правительства организуют свою политику в этой области в рамках обеспечения государственной безопасности. С 2017 года Испания, Швеция, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты находятся в числе государств, которые это делают.
Хотя государства различаются по своему подходу в этом вопросе, причем некоторые начинают уделять приоритетное внимание невоенным действиям для решения системных факторов отсутствия безопасности, преобладают различные формы принудительной власти, особенно военные. Разработана область этих возможностей.
Традиционно, военные силы, представленные в основном наземными или морскими войсками, все еще играют ведущую роль в обеспечении госбезопасности в некоторых странах. В других областях потенциальные войны теперь включают в себя такие зоны влияния, как воздух, космос, киберпространство и психологические устрашения.
Военные возможности, предназначенные для этих областей, могут использоваться для обеспечения государственной безопасности или, в равной степени, для наступательных целей, например, для завоевания и присоединения территорий и ресурсов.
Военные силы
На практике национальная безопасность связана, прежде всего, с управлением физическими угрозами и с военными возможностями, используемыми для этого. Особенно это касается государственной безопасности Российской Федерации, ведь наше общество традиционно считается довольно консервативным и милитаризованным.
То есть национальная безопасность (особенно у нас) часто понимается, как способность нации мобилизовать вооруженные силы для обеспечения защиты своих границ и успешно защищать от физических угроз, включая военную агрессию и нападения негосударственных субъектов, таких как террористы.
Большинство стран, таких как Южная Африка и Швеция, используют свои вооруженные силы главным образом для территориальной обороны. Другие, такие как Франция, Россия, Великобритания и США, инвестируют в более дорогостоящие экспедиционные возможности, которые позволяют вооруженным силам защищать власть и поддерживать военные операции за рубежом.
Связь с политикой
Барри Бузан, Оле Вевер, Яап де Уайльд и другие исследователи утверждают, что государственная безопасность напрямую зависит от политической. Другие, такие как Пол Роджерс, добавили, что наличие международного порядка также важно.
Следовательно, политическая безопасность зависит от нормы международного права (включая законы войны), эффективности мировых политических институтов, а также дипломатии и переговоров между нациями и другими субъектами безопасности. Это также зависит, помимо прочего, от эффективного политического участия недовольных групп и безопасности граждан.
Экономика
Экономическая безопасность (ЭБ) в контексте международных отношений - это способность государства поддерживать и развивать национальную экономику, без которой нельзя управлять другими аспектами безопасности.
В более крупных странах стратегии ЭБ предполагают доступ к ресурсам и рынкам в других странах и защиту собственных. Развивающиеся страны могут быть менее безопасными, чем экономически развитые государства из-за высоких темпов безработицы и низкооплачиваемой работы. Если в военном отношении эти процессы регулируются МГБ РФ и прочими силовыми структурами такими, как ФСБ и ГРУ, то экономическая безопасность напрямую зависит от политики Минфина.
Инфраструктура
Безопасность инфраструктуры - это обеспечение защиты объектов, особенно критически важных, таких как аэропорты, автомобильные дороги, железнодорожный транспорт, больницы, мосты, транспортные узлы, сетевые коммуникации, средства массовой информации, электрическая сеть, плотины, электростанции, морские порты, нефтеперерабатывающие заводы и водные системы. Защита прежде всего направлена на ограничение уязвимости этих структур и систем от саботажа, терроризма и загрязнения.
Органы, защищающие инфраструктуру
Многие страны создали государственные учреждения для непосредственной защиты критически важных объектов. Они действуют, как правило, через:
- Министерство внутренних дел, например, как в России.
- Специализированные службы безопасности для защиты таких инфраструктур, например, как Федеральная служба защиты в Соединенных Штатах.
- Также к ним относится специализированная транспортная полиция, такая как в Великобритании.
Существуют также коммерческие транспортные службы такие, как Amtrak Police в Соединенных Штатах. Критическая инфраструктура имеет жизненно важное значение для функционирования страны. Случайный или преднамеренный ущерб может оказать серьезное влияние на экономику и социальное положение граждан. Некоторые из угроз для инфраструктуры включают:
- Терроризм: лицо или группы сознательно нацелены на разрушение инфраструктуры для политической выгоды. Например, в ноябре 2008 года в Мумбаи, когда центральная станция и больница в городе были намеренно захвачены, или теракт в Норд-Осте в России.
- Революция: лицо или группы, такие как антиправительственные, экологические и другие. Например, захват административных зданий во время Евромайдана на Украине в 2014 году.
- Саботаж: намеренное нанесение вредительства лицом или группой предприятию или стратегически важному объекту, а также несоблюдение указов, принятых правительством.
- Информационная война: взлом хакерами интернет ресурсов частного лица для личной выгоды или страной, инициирующей атаки, чтобы получить информацию и навредить кибер-инфраструктуре вражеского государства. Примерами являются кибератаки в Эстонии и во время войны в Южной Осетии в 2008 году.
- Стихийное бедствие: ураган или другие природные явления, которые наносят ущерб критически важной инфраструктуре, такой как нефте- и водопроводы, и электросети.
США
В каждой стране есть своя служба государственной безопасности. В Соединенных Штатах администрация Буша в январе 2008 года инициировала Комплексную национальную инициативу по кибербезопасности (CNCI). Она ввела дифференцированный подход, который включал в себя выявление существующих и возникающих угроз в киберпространстве, поиск и выявление возможных уязвимостей в этой структуре, а также задержание лиц, пытающихся получить доступ к защищенным федеральным информационным системам.
Президент Обама выступил с заявлением о том, что киберугроза является одной из самых серьезных проблем в области национальной и государственной безопасности, с которыми американцы сталкиваются как нация, и что экономическое процветание Америки в XXI веке будет зависеть от киберзащиты.
Россия
Пришло время поговорить о том, какие законы регулирует Министерство государственной безопасности Российской Федерации. В 1997 и 2000 годах Россия приняла пакет законов под общим названием «Концепция национальной безопасности», в которых описывалась глобальная позиция России, ее интересы, перечислялись угрозы безопасности и способы противодействия им. В 2009 году эти документы были заменены «Стратегией национальной безопасности до 2020 года». Ключевым органом, ответственным за координацию политики, связанной с изучением угроз национальной безопасности России, является Совет Безопасности РФ.
Значение
Категория, описанная в данной статье, имеет стратегически важное значение и до сих пор является предметом обсуждения в нашей стране и не только. Некоторые утверждают, что основным бенефициаром политики национальной безопасности должно быть само государство, которое обязано сосредоточить свою стратегию на защите собственных интересов в потенциально враждебной среде. В этом плане государство подобно живому существу, которым движет стремление к выживанию, и органы государственной безопасности должны способствовать этому.