Политическая система работает как одно целое благодаря тому, что между собой постоянно взаимодействуют элементы, которые ее составляют. Но в то же время просто их суммой она не является. Понятие и структура политической системы неразделимы с понятием о значении каждого отдельно взятого элемента. Поэтому теоретически она по разным основаниям расщепляется на составные части.
Структура политической системы может базироваться на понимании ее роли. Тогда ее рассматривают с позиции того, по какому типу происходит взаимодействие между субъектами, играющими определенные роли и опирающимися на определенные образцы.
Кроме того, структура политической системы может основываться на институциональном подходе. Это обусловлено тем, что обслуживание конкретных потребностей и выполнение функций закреплено за каждым институтом.
Также структура политической системы может разграничиваться по принципу стратификации. В этом случае она основывается на том порядке, согласно которому какие-то группы участвуют в управлении государством. Как правило, решения принимает элита, выполняет их бюрократия, а граждане уже формируют свои институты власти, представляющие их интересы.
То, что структура политической системы опирается на различные основания, говорит об иерархическом характере ее элементов. То есть ее составляющие тоже организованы по такому же принципу, как и вся она в целом. А из этого следует, что политическая система всегда состоит из нескольких подсистем. Взаимодействуя друг с другом, они образуют целостность.
1. Институциональная подсистема. Она выглядит как комплекс политических, государственных и других институтов, которые выражают интересы различных групп и частных лиц. Самые глобальные потребности общества реализуются с помощью государства. Степень специализации и дифференциации функций и ролей внутри этого структурного элемента определяет его зрелость.
2. Нормативная подсистема. Ее составляет комплекс всех норм, на основе которых власть выполняет свои роли. Это своего рода правила, которые могут в устной форме передаваться следующим поколениям (обычаи, традиции, символы), а могут и фиксироваться (правовые акты, конституции).
3. Коммуникативная подсистема. Она выглядит как взаимодействие политических субъектов, которые следуют упомянутым выше фиксированным и нефиксированным правилам. Отношения могут строиться на основании конфликта или согласия. Также они могут иметь разную направленность и интенсивность. Чем лучше организованна коммуникативная система, тем больше власть открыта для граждан. Тогда она вступает в диалог с общественностью, обменивается с ней информацией, реагирует на требования народа.
4. Культурная подсистема. Ее составляют приоритетные ценности основной конфессии, имеющиеся в обществе субкультуры, шаблоны поведения, ментальность и убеждения. Эта подсистема налаживает отношения между гражданами и политиками, придает их действиям общезначимый смысл, приводит к согласию, взаимопониманию, стабилизирует общество в целом. Большое значение имеет уровень культурной однородности. Чем он выше, тем эффективнее функционируют политические институты. Основной элемент культурной подсистемы – религия, которая господствует в конкретном обществе. Она определяет поведение индивидов, формы взаимодействия между ними.
5. Функциональная подсистема. Она являет собой комплекс технологий, применяемых в политике для реализации власти.
Неотделимы друг от друга также структура и функции политической системы, а не только ее составляющие. Дело в том, что функция каждого элемента реализует какую-то одну конкретную потребность. А все вместе они обеспечивают полноценную работу политической системы в целом.