Продукция способна удовлетворить потребности людей лишь в том случае, если будет обладать качеством, определяющим его назначение. Качество - это один из самых главных показателей деятельности предприятия. В нынешних условиях рынка постоянное повышение качества продукции сильно определяет рост эффективности самого производства, темпы технического прогресса, адаптацию всех видов предприятий в условиях конкурентной борьбы, а также внедрение инноваций.
Качество - это совокупность свойств продукции, которые обуславливают ее возможность удовлетворять конкретные потребности в соответствием со своим назначением, имеется в виду какова степень ее пригодности. У любой продукции есть совокупность химических, физических, биологических и других свойств, определяющих ее назначение.
Понятие и показатели качества продукции зафиксированы в международных стандартах. Вообще продукция - это не что иное, как результат процесса. Она классифицируется по четырем категориям. Первая - это услуги. В данном случае имеется в виду результат как минимум одного вида деятельности, который обязательно осуществляется в процессе взаимодействия между заказчиком и поставщиком.
Вторая категория - интеллектуальная продукция. Она содержит нематериальную информацию и принимает форму разнообразных подходов к решению организационных и производственных проблем, деловых соглашений и методик.
Третья категория - технические средства. Они материальны и их число - это количественная характеристика (допустим, четыре легковых автомобиля).
Четвертая категория - переработанные средства. Они материальны, и чтобы выразить их количественную характеристику, как правило, прибегают к измерению объема, взвешиванию и так далее.
Основные показатели качества продукции - безопасность, долговечность, надежность, транспортабельность и другие. В условиях современного рынка качество продукции оценивается на основе показателей, которые отражают конкурентоспособность продукции, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Показатели качества продукции имеют разную классификацию по разным признакам. Так по количеству свойств, которые они отражают, бывают единичные показатели, комплексные и интегральные. По стадиям определения продукции в настоящее время выделяют такие показатели, как производственные, проектные, прогнозируемые и эксплуатационные.
Показатели качества продукции используются в зависимости от конкретных потребностей. Они должны являться определяющими для той или иной отрасли. Допустим, если целью является безопасность эксплуатации, то используется такой показатель, как безотказность.
Качество является непостоянной величиной, которая зависит от дисциплины труда, квалификационного уровня работников, а также уровня применяемой технологии и техники. Показатели качества продукции бывают частными и обобщающими. Последние показатели качества продукции характеризуют ее качество независимо от назначения и вида. А вот частные показатели продукции характеризуют потребительские и технические ее свойства предприятий разных экономических отраслей.
На предприятиях создаются, а потом внедряются системы качества, в основном, как средство, которое призвано обеспечивать проведение соответствующей политики в области достижения стратегических целей и качества.
Качество - это также степень, которая является пределом для того, чтобы совокупность своих собственных характеристик удовлетворяла требованиям. Характеристикой является отличительная особенность продукции, которая может быть количественной и качественной, присвоенной и собственной.