Современные политические идеологии, как и те, которые существовали раньше, обеспечивают порядок в обществе, поддерживают его целостность. И это при том, что в социуме существует множество групп часто с абсолютно противоположными мнениями. То есть политические идеологии современности – это такие утверждения, касающиеся фактов и ценностей, которые актуальны для определенной группы, частного лица или партии и выражают их цели. Они служат словно каркасом, на который опираются функции и структура власти в конкретном обществе. Все основные политические идеологии современности независимо от их сути неотделимы от проблем авторитета. Каждая из них признает свою модель общества и применяет свои средства и методы для ее реализации на практике.
Современные политические идеологии одновременно выполняют две, казалось бы, противоположные роли. С одной стороны, они сплачивают между собой членов конкретной партии (интегративная функция), а с другой – отделяют ее от других (разграничительная функция).
Тенденциозный характер политических идеологий, как правило, ярко выражен. Это обусловлено их стремлением привлечь наибольшую поддержку. Идеологии придают отношениям между людьми, группами, партиями, институтами политический оттенок. Они объясняют, принимают или отвергают те или иные реалии общественной жизни в конкретный исторический период. Это общие, характерные для любого времени черты данного явления.
Современные политические идеологии, впрочем, отличаются от прежних отсутствием невидимой оси, которая делила мир на два полюса. Это случилось после развала Советского Союза и прекращения «холодной войны». Понятие «Запад» утратило свой старый смысл. Японию стали относить к азиатским странам. Теперь она может вместе с другими государствами, принадлежащими к Азиатско-Тихоокеанскому региону, строить отношения с другими регионами, не оглядываясь на политические и идеологические соображения.
И вместе с тем настало время, о котором еще М. Вебер предупреждал: эпоха потери иллюзий, время разочарований и неопределенности. И религиозные учения прошлого, и различные идеи и утопии, существовавшие и в 20 веке, перестали играть роль тех идеалов, которые всех мобилизовали. Это случилось либо по причине банкротства, либо же они просто исчерпали себя. В наше время большинство утопий (коммунистических, радикальных, социалистических) развенчано. И это факт. Как следствие – у людей пропало доверие и к революционерам, и к реформаторам. Больше никого не страшат и не воодушевляют великие запреты, отказы и программы. А не действуют они из-за полного человеческого безразличия к ним.
Современные политические идеологии характеризуются одной важной тенденцией развития: они активно одалживают друг у друга положения, осуществляя при этом их синтез.
Имеется еще одна тенденция. Это перерастание в самостоятельную идеологию национализма. Он привлекает людей тем, что умело превращает обычные, даже банальные действия в источник гордости для всего народа, указывает на присутствующие в них элементы самовыражения и стремления к свободе. Человек, убежденный в этом, начинает чувствовать собственную причастность к сообществу, ответственность, находит смысл в жизни. Тем самым уменьшается его чувство отчуждения и одиночества.
Ведь как ни странно, но в обществе, в котором царит космополитизация, модернизация, потеря корней и обезличение, потребность в придании смысла своей жизни не только не уменьшается, а, наоборот, лишь усиливается. И чем более расплывчатыми становятся такие естественные объединения, как семья, род, этнос, нация, община, тем сильнее становится у людей стремление присоединиться к общностям искусственным: сектам, партиям и т. д.