Человеческая деятельность имеет как материальное, так и духовное начала, и духовная сторона деятельности всегда была особо важной для общественной жизни, социума и индивида. Философия же помогала культуре осознать самое себя – ведь одним из основных вопросов философии всегда была проблема, противостоит ли духовное начало материальному или дополняет его. Место и роль философии в культуре с древних времен было обусловлено противоречивым процессом развития общественных отношений. Особенно важное значение философское исследование этой проблемы приобретает в наше время.
Еще Платон сформулировал понятие духовности как мира идей, образов и понятий, которые человек припоминает, и чем больше человек приближается к этим идеям, тем более духовным он становится. Идеи с точки зрения Платона являются основой, целью и первоначалом всего. Так, великий философ обосновал примат духовности. С тех пор в теоретическом плане философия исполняет функции защиты и творения цивилизации. Ведь место и роль философии в культуре состоит еще и в том, что она пытается связать эту область мировоззрения и ценности, а также решить проблему онтологии цивилизации, понять, что именно в материальной и духовной культуре относится к подлинным ценностям для человека. От успешного поиска конструктивного решения этой проблемы зависят предпосылки сохранности и выживаемости культурной среды человечества.
Миссия философии, ее ценность в социальной сфере состоит в антропологическом призвании этого теоретического мировоззрения. Она должна помочь человеку создать свой мир и утвердиться в нем не только как существу, обладающему разумом, сознанием и самосознанием, но и как высокоморальной и эмоционально чувствительной индивидуальности. Поэтому место и роль философии в культуре трудно переоценить, особенно по отношению к формированию человеческой личности. Она пробуждает человека к творческому, конструктивному осмыслению самого себя, мира, социальной практики и социального прогресса в будущем. Тот же Платон в диалоге «Тимей» когда-то сказал, что философия является таким даром богов роду человеческому, лучше которого не было и никогда не будет.
Таким образом, фундаментальное место и роль философии в культуре побуждает ее постоянно требовать от человека пополнять свои знания о мире и о самом «гомо сапиенс», но ради постоянной работы над собой. Для этого философия учит мыслить творчески, самостоятельно, все время пребывая в поиске. А в наш век кризисов и обострений различных глобальных проблем философия также обязана анализировать допустимые границы «инструментального» и «прагматического» отношения к природе и окружающей среде, и не абстрагироваться от возможного апокалипсиса, а превратиться в «философию жизни».
Отдельным вопросом в этой области является соотношение философии и науки. Если отдельные науки исследуют те или иные явления для того, чтобы впоследствии можно было бы практически применить полученные знания, использовать их для удовлетворения потребностей человека, то философия исследует мир как некую целостность. Она стремится дать общие представления о том, что такое мир, конечен ли он, познаваем ли, и как именно, есть ли смысл в его существовании и в человеческой жизни, и как именно человек должен прожить эту жизнь. Кроме того, сама наука и возникающие перед ней проблемы являются дополнительным источником философского знания. Наука и философия имеют общий дискурс – они основываются на теоретической аргументации, оперируют логическими понятиями.
Религия была более ранней формой мировоззрения человечества. Она тоже постигает бытие как целостность, но прежде всего ее интересует иной, ноуменальный, а не феноменальный мир, идеальных сущностей, недоступный органам чувств, а воспринимаемый верой и постижимый в каких-то аспектах разумом. Это рациональное обоснование веры называется богословием, опирающимся на философию. Современная религиозная философия представляет собой модернизированный вариант богословия, и в то же время поднимает характерные для философии глобальные проблемы, ставит вопросы о человеческом бытии, взаимоотношении человека и мира (как, например, неотомизм), но рассматривает их через призму «первичных ценностей» - веры и любви к Богу.