Афинское общество в VI веке до н. э. претерпевало целый ряд изменений. Это время получило называние «великого периода Афин» и характеризовалось увеличением части населения, которая занималось торговлей и ремеслом. Этот новый тип людей, отличающийся от аристократии того времени, называли демосом, что в переводе означает «народ». Демос враждовал с аристократическими слоями общества, пытаясь прийти к власти, которая была необходима для борьбы с бедственным состоянием. Огромную роль в этом сыграли реформы Солона, результаты которых приравнивались к политической революции.
Солон был одним из семи мудрецов Греции. Он был знаменитым реформатором, изменившим представление о политической жизни Афин. Установленная с его участием демократия дала возможность обществу стать более развитым. Что же предшествовало этому? Историки описывают этот период времени следующим образом. Положение экономики в Аттике ухудшалось в течение целого столетия, а дискриминационная политика властей по отношению к простому народу вынуждала людей жить в нищете и влачить бедное существование. Крестьяне постоянно жили в долг, не зная, где найти средства, для того чтобы обеспечить семью. Они поставлены были в такие условия, при которых выхода видно не было. Бедным жителям приходилось закладывать свои земли, продавать своих детей в рабство и даже самих себя закладывать. Это все вело к протестным настроениям в обществе и социальным потрясениям. Любые вопросы простого человека, задаваемые хозяевам, оставались без внимания. Конфликт между богатыми и бедными все больше усугублялся. Недовольны были не только бедные жители, но и немного разбогатевшие и не очень знатные люди. Впереди общество ждали реформы Солона.
Последней точкой терпения народа стало поражение в войне с Мегарами за право владения островом Саламин. Это произошло в 7 веке. Интересен тот факт, что после этого в Афинах запретили упоминать само название острова. Но всегда находятся люди, которые нарушают запреты. Это был Солон, который стал посредником между демосом и аристократией. Его уважали и те и другие. Он писал стихи, которые были по-разному восприняты людьми. Читая их на площади, он взывал к сознанию афинян, призывал их вести войну с Мегарами. Опасаясь жесточайшего наказания, он распустил слухи о своем сумасшествии. Позже он возглавил армию и флот и начал вторую войну с Мегарами. На этот раз Афины вышли победителями. Это принесло ему популярность, он стал посредником в решении социальных вопросов. Далее последовали реформы Солона. В чем же они заключались?
Сначала он отменил все долги. Это была первая реформа Солона - сисахфия. Крестьяне смогли вернуть свои земельные участки. Кроме этого, была введена свобода завещания. Этим была подорвана главная роль родовой знати. Основной целью мудреца стала демократия в Афинах. Его роль в общественном прогрессе была признана и оценена по достоинству.
Следующая реформа Салона касалась денежного обращения в стране, она помогла обеспечить хлебом малоимущих жителей. Произошли большие изменения также в политике и социальном устройстве, начались перепись населения и учет доходов граждан страны. Ареопаг стал высшим органом в стране, а пентакосиомедимны вошли в его состав. Реформы Солона коснулись и суда присяжных. Суд стал доступен отныне всем, что указывало на демократизацию Афин. Значение деятельности афинского мудреца велико. Конечно же, не все, сделанное Солоном, удовлетворило все категории людей афинского общества, но то, что он претворил в жизнь, можно сравнить политической революцией, это изменило государственный строй. Усилиями таких деятелей колесо истории вращается быстрее.