Воспитание является целенаправленным развитием человека как неповторимой индивидуальности. Оно обеспечивает совершенствование его творческих и нравственных сил при помощи построения такой общественной практики и создании таких условий, чтобы те качества, которые у ребенка находятся в начальной стадии, развивались и совершенствовались.
Современные теории воспитания обычно представляют собой синтез естественнонаучных, психологических и философских теорий. Самыми известными из них называют бихевиоризм, неотомизм, неопозитивизм и прагматизм. Общей чертой этих теорий можно считать их гуманистическую ориентированность, а также направленность на воспитание саморазвивающейся, свободной личности.
Современные концепции воспитания – это реалистическая модель, антропоцентрическая модель, свободное воспитание, а также другие, среди которых: гуманистическая, технократическая.
В воспитании основной концепцией является реалистическая модель. Воспитаннику передают опыт и знания, учитывая его возрастные возможности – то есть в таком виде, в котором он освоить их может сразу.
На представлении о человеке как целостной системе основывается антропоцентрическая модель. Эта система открытая, она постоянно меняется и обновляется в результате того, что взаимодействует с окружающим миром. Какими-либо нормами процесс воспитания не ограничен, поэтому завершения не имеет.
Формирует интересы и жизненные принципы свободное воспитание. Такая модель преследует цель воспитания свободного человека, отвечающего за свою жизнь, выбор жизненных ценностей и принципов.
Современные концепции воспитания включают в себя несколько главных теорий – их основоположниками являются знаменитые психологи и философы. Это психоаналитическая теория А. Гезелла, З. Фрейда; когнитивная теория Ж. Пиаже, Д. Дьюи; поведенческая (бихевиористская) теория Б. Скиннера, Д. Локка, Д. Уотсона; гуманистическая психология А. Маслоу, К. Роджерса.
Несмотря на то, что подходы в них разные, современные концепции воспитания построены на общих закономерностях: воспитание происходит в тесной взаимосвязи с обучением, однако, играет главную роль; эффективность воспитания зависит от активности самого воспитуемого и того, насколько он включен в процесс; его результаты также определяются связью всех структурных элементов, составляющих этот процесс: целей и методов, а также форм, которые понятны и педагогу, и ребенку.
Основные технологии воспитания включают в себя словесные, наглядные и практические методы. Существует несколько основных направлений современных концепций воспитания личности: восстановление значимости государства в воспитании нового поколения; расширение роли общественности, учебных заведений, социальных институтов; восстановление соответствия между содержанием воспитания и потребностями личности, которую воспитывают, государства и общества; увеличение роли воспитательной деятельности в формировании новых жизненных устоев у молодежи. Современные концепции воспитания направлены, прежде всего, на то, чтобы сформировать в ребенке культурную личность.
Многие социальные институты до сих пор используют устаревшие модели воспитания. Эту систему пытается усовершенствовать государство, чтобы у подрастающего поколения появилась возможность обрести умения и знания при помощи новейших технологий в соответствии с требованиями современного общества. Немаловажное значение для результативности воспитания имеет и личность учителя, а именно: высокий уровень его общей и педагогической культуры, составляющими которой являются общая эрудиция и широкий кругозор, профессиональная компетентность, педагогическое мастерство, организаторские и организационные качества.