Биографию Искандера Зулькарнайна стоит начать с теми представлениями о нем, которые у нас есть благодаря теологии Ислама. Итак, согласно верованиям мусульман, конец света будет ознаменован выпуском Гога и Магога из-за стены, и их уничтожение Богом за одну ночь откроет День Воскресения (Yawm al-Qiyāmah). История вошла в Коран через Александровский романс, легендарную версию изложения истории Александра Великого. Многие считают, что мифический Искандер Зулькарнайн - Александр Македонский собственной персоной, просто со слегка измененным жизнеописанием.
Происхождение
История этого персонажа связана с главой 18 (Сурат аль-Каф, «Пещера») Корана. Эта глава была открыта Мухаммеду, когда его племя, курайшит, послало двух человек, чтобы узнать, могут ли евреи с их превосходным знанием Священных Писаний сообщить им, был ли Мухаммед истинным пророком Бога. Раввины посоветовали им спросить Мухаммеда о трех вещах, и одна из них была «о человеке, который путешествовал и достиг восточного и западного мира, что вписало его в историю». «Если он расскажет вам об этом, тогда он будет пророком, поэтому следуйте за ним, но если он не скажет вам, тогда он человек, который вас обманывает, так что обращайтесь с ним, как вы сочтете нужным». (Стихи 18: 83-98). О детстве Искандера Зулькарнайна при этом ничего не известно. Это обстоятельство, однако, делает его еще более таинственной и величавой фигурой.
Покоритель Востока и Запада
В стихах главы, упомянутой выше, сказано, что Искандер Зулькарнайн сначала отправляется на западную окраину мира, где видит Солнце, застывшее в закате, а затем - на самый дальний восток, где он видит, как оно поднимается из океана, и, наконец, на север, к месту в горах, где он находит людей, угнетаемых Гогом и Магогом. Эта история до сих пор представляет огромный интерес не только для мусульман, но и для всех религиоведов.
История Искандера Зулькарнайна берет свое начало в легендах о кампании Александра Великого на Ближнем Востоке якобы в первые годы христианской эры (на самом деле в это время никакого Македонского уже давно не было). Согласно этим легендам скифы, потомки Гога и Магога, однажды победили одного из генералов Александра, после чего последний построил стену в горах Кавказа, чтобы удержать их от цивилизованных земель (основные элементы легенды найдены у Иосифа Флавия). История Александра была намного более проработанной в последующие века, прежде чем в конечном итоге найти свой путь в Коран через сирийскую версию.
Двурогий правитель
Александр (Искандер Зулькарнайн) уже был известен как «двурогий» в этих ранних легендах. Причины этого несколько неясны: ученый аль-Табари (839-923 гг. Н. Э.) считал, что он перешел из одной конечности («рога») мира в другую, но в конечном итоге он может быть получен из образа Александра, одетого в рога бога Зевса-Аммона, чье изображение было популяризировано на монетах по всему эллинистическому Ближнему Востоку. Стена, возможно, отразила отдаленное представление о Великой Китайской стене (ученик 12 века аль-Идриси составил карту для Роджера Сицилийского, изображающую Землю Гога и Магога в Монголии) или различных персидских стен Сасанидов, построенных в Каспийском регионе для защиты от северных варваров.
Человек, покоривший мир
Искандер Зулькарнайн также путешествует по западным и восточным просторам Земли. На западе он находит солнце в «грязной весне», что эквивалентно «ядовитому морю», найденному Александром в сирийской легенде. В сирийском оригинале Александр испытал ядовитые свойства моря, отправив в него осужденных заключенных. На востоке и сирийская легенда, и Коран подразумевают под соратниками Александра/Зулькарнайна людей, не приспособленных к жаркому солнцу, отчего их кожа очень сильно страдает.
Человек двух веков
Стоит сказать пару слов об имени Искандера Зулькарнайна, фото статуй или фресок с которым найти попросту невозможно в силу запрета на изображение людей в Исламе. Слово Qarn ("карн") означает не только "рог", но и "период" или "век", и поэтому имя Dhul-Qarnayn (Дхур-Карнайн, Зулькарнайн) имеет символическое значение как "человек двух веков", первый из которых является мифологическим временем, когда стена построена, а вторая - конец света, когда шариат Аллаха, божественный закон, удаляется, а Гог и Магог освобождаются. Современные исламские апокалиптические писатели, придерживаясь буквального прочтения, выдвигали различные объяснения отсутствия стены в современном мире: некоторые говорили, что Гог и Магог были монголами, и что теперь стена исчезла, другие, что и стена, и Гог и Магог присутствуют, но невидимы.
Свидетельства Газали
Искандер Зулькарнайн-путешественник был любимым предметом для более поздних авторов. В одной из многих арабских и персидских версий встречи Александра с индийскими мудрецами поэт и философ Аль-Газали (Abū Ḥāmid Muḥammad ibn Muḥammad al-Ghazālī, 1058-1111) писал о том, как наш герой встретил людей, которые не имели никаких владений, но вырыли могилы у дверей своих домов; их король объяснил, что они сделали это, потому что единственная уверенность в жизни - смерть. Версия Газали позже попала в "Тысяча и одну ночь".
Свидетельства Руми
Суфийский поэт Руми (Jalāl ad-Dīn Muhammad Rūmī, 1207-1273), возможно, самый известный из средневековых персидских поэтов, описал восточное путешествие Зулькарнайна. Герой поднимается на гору Коф, «мать» всех других гор (отождествляется с горами Альборз на северной границе Ирана), которая сделана из изумруда и образует кольцо, окружающее всю Землю жилами под каждой страной. По просьбе Искандера гора объясняет происхождение землетрясений: когда Бог пожелает, гора заставляет одну из ее изумрудных вен пульсировать, и таким образом происходит землетрясение. В другом свидетельстве на великой горе великий завоеватель встречает Эфрафила (архангела Рафаэля), готового протрубить о начале Судного дня.
Зулькарнайн в малайском эпосе
Малайский эпос Hikayat Iskandar Zulkarnain отслеживает родословную нескольких королевских семей юго-восточной Азии, таких как королевская семья Суматра Минанкабау из числа Искандера Зулькарнайна. Удивительно, что повести и свидетельства об Александре добрались даже до Индонезии и Малайзии, оставив свой след в культуре этих далеких таинственных стран.
"Хикаят Искандар Зулкарнаин" - малайский эпос, описывающий вымышленные подвиги Искандера Зулькарнайна (Александра Великого), короля, который был кратко упомянут в Коране (18: 82-100). Самая старая существующая рукопись датируется 1713 годом, но находится в плохом состоянии. Еще одна рукопись была скопирована Мухаммедом Синг Саидуллахом около 1830 года.
Искандар Зулкарнайн, как утверждается, является прямым предшественником царств Минангкабау в Суматре, Индонезия, и предком правителей этих земель.