Каждый автолюбитель знает, что с приходом холодного времени года необходимо сменить колеса на шипованные или «липучку». Также и по окончании зимних месяцев нужно «переобуть» машину. Однако не все понимают, насколько разной может быть резина, в зависимости от сезона, для которого она предназначена. А иногда может возникнуть ситуация, когда водителю придется ехать по летней дороге на зимней резине. Стоит разобраться, насколько это безопасно и как на подобное могут отреагировать сотрудники ГИБДД. Сегодняшняя статья расскажет, можно ли ездить на зимних шинах летом и чем это грозит для автомобилиста.
Обращаясь к букве закона
Правила сезонной замены покрышек регулирует Технический регламент Таможенного Союза. Именно этим документом предусматривается обязательное использование зимней резины в течение 3 месяцев – декабрь, январь, февраль. Летние колеса должны быть установлены на период с июня по август. В межсезонье эти правила не действуют, а значит, езда на зимней резине разрешена. Этот Технический регламент касается всех транспортных средств, кроме грузовиков и городских автобусов. На сегодняшний день для человека, решившегося на использование зимних шин летом, штраф составляет 500 руб., но уже идут разговоры о его возможном увеличении. Конечно, не всех останавливает риск попасться инспекторам ГИБДД, однако здесь намного важнее, как себя будет вести автомобиль при движении по трассе на высоких скоростях. Однако иногда иного выхода у водителя не остается.
Существуют ситуации, при которых водителю можно использовать зимние шины летом. Это относится к повреждению колеса в дороге. Если запасное колесо в автомобиле шипованное, его разрешается установить вместо пробитого и доехать так до ближайшего пункта шиномонтажа. За подобные действия сотрудники ГИБДД не имеют права выписать штраф. Но следует разобраться, как будет вести себя на дороге резина, предназначенная для другого сезона.
Недостатки управления, связанные с неправильно подобранными колесами
Многие автомобилисты полагают, что если покрышки хорошо держат дорогу на скользкой поверхности, то сухая дорога будет способствовать еще лучшему сцеплению. Эти рассуждения являются ошибочными. Несмотря на то что зимняя резина намного мягче, она ведет себя на летней дороге совершенно непредсказуемо. В этом случае возможны появления на ней трещин, а сцепление с поверхностью трассы резко снижается по мере нагрева колеса. Про тормозной путь можно не говорить – он увеличивается в разы. Почему же такое происходит?
Технологии изготовления резины для разных сезонов отличаются. И если колеса призваны хорошо держать дорогу на скользкой поверхности, то при жестких условиях поворотов на разогретом асфальте ей попросту не хватает прочности. В результате этого на боковых поверхностях возникают трещины. Но это не единственный минус эксплуатации зимних шин летом.
Вес колеса: на что он влияет?
Любой, кто «переобувал» машину, знает, что шипованная резина имеет больший вес, нежели летний скат. Это же относится и к «липучке». Именно этот фактор становится причиной повышенного расхода топлива, нагрузки на ходовую часть автомобиля и, как следствие, ее быструю изнашиваемость.
Также увеличение веса влияет на длину тормозного пути. Помимо того, что разогретая зимняя резина имеет худшее сцепление с дорогой, чем летняя, утяжеление машины из-за установки подобных колес еще больше увеличивает опасность столкновения с впереди идущим авто.
Страховка от штрафов: какие зимние шины можно использовать летом?
Бывает, что у автовладельца нет возможности поменять колеса после зимнего периода, а машину использовать необходимо. Как быть в таком случае, чтобы избежать штрафов ГИБДД? Подобное возможно, но только при условии, что на колесах не предусмотрено шипов. Внешне «липучка» выглядит как летний скат, а рассматривать значки на резине ни один инспектор не станет. Однако в этом случае стоит понимать, что средняя скорость при движении по трассе должна быть меньше привычной, а езда значительно аккуратнее. Нередки случаи, когда при вхождении в поворот на высокой скорости покрышка слетала с диска, что приводило к страшным авариям.
Если используются летом зимние шины, главные риски заключаются в значительном снижении управляемости. Автомобиль хуже слушается руля, водитель постоянно находится в напряжении. Добавляет дискомфорта и дополнительный шум – несмотря на мягкость, зимние шины сильно гудят на сухом асфальте, даже при отсутствии шипов.
Мнения автомобилистов по этому вопросу
Если судить по отзывам, зимние шины летом – не лучший вариант для передвижения на машине. Отмечается много отрицательных сторон подобного использования резины. Конечно, существуют всесезонные колеса, но по характеристикам они уступают изделиям, предназначенным для определенного времени года.
Среди автолюбителей, согласно опросам, проведенным независимой компанией, около 60% считают, что на зимних шинах летом ездить опасно. 7% затруднились дать ответ, а вот остальные 33% полагают, что ничего страшного в этом нет, и сетуют на повышения штрафов за подобное нарушение. Среди профессиональных водителей, которые за рулем находятся большую часть своей жизни, такого разделения нет. Все опрошенные высказались резко против использования колес «не по сезону».
Тем читателям, которых не убедило вышесказанное, можно посоветовать посмотреть видеоролик, который доходчиво объясняет, можно ли ездить на зимних шинах летом, и рассказывает о последствиях подобного передвижения на своем автомобиле.
Если судить по отзывам, те, кто однажды поменял колеса с наступлением нового сезона, делают это периодически. После не слишком сложных манипуляций чувствуется, как падает расход топлива, автомобиль идет легче, четче вписываясь в повороты.
Правила использования шипованных колес в других странах
Удивительно, но зимняя резина не везде одинакова. Существует ряд стран, в которых использование шипованных шин запрещено на законодательном уровне. А есть государства, в которых к передвижению по зимним дорогам предъявляются другие требования, которые даже не знакомы начинающим автолюбителям. Имеет смысл рассмотреть законы некоторых стран, действующие на сегодняшний день.
Законы Германии, регулирующие передвижение на авто в холодный период
Несмотря на то что использование зимних шин в этой стране является обязательным при наличии гололеда, инея или снега, применение шипованной резины полностью запрещено. Подобным образом власти пытаются не допустить быстрого разрушения дорожной поверхности. Помимо зимней резины, при наличии предписывающего знака, на ведущих колесах тягачей должны присутствовать цепи противоскольжения. Вот это правило ставит в тупик. О какой сохранности дорожного полотна в подобном случае может идти речь?
Правила использования зимних шин в Греции
Здесь все более демократично. Для греков не существует вопроса, можно ли использовать зимние шины летом. Власти оставили право выбора за водителем. Если владелец решил, что погодные условия позволяют «переобуть» машину, значит, он прав. Тот же принцип применен и в использовании цепей противоскольжения.
С одной стороны, хорошо, когда водителей не штрафуют за резину не по сезону, а с другой,. подобный закон может привести к повышению аварийности на дорогах – не все водители понимают серьезность последствий, которые могут наступить.
Другие страны, где введен запрет на шипы
Список государств, в которых нельзя передвигаться по дорогам общего пользования на резине с металлическими вставками, довольно обширен. Вот некоторые из них:
- Австрия. Шипы разрешены только на легковых машинах. Двигаться со скоростью более 100 км/ч на них запрещено.
- Босния и Герцеговина – полный запрет (как и дальнейшие страны).
- Болгария.
- Венгрия.
- Македония.
- Нидерланды.
- Польша.
Список можно продолжать еще долго. Самое интересное, что после развала СССР, когда многие получили возможность поехать в другую страну на собственном автомобиле, нередко случались ситуации, когда на таможне приходилось плоскогубцами выдергивать шипы из покрышек, чтобы машину пропустили в страну назначения.
Причин принятия подобного закона несколько, но среди основных можно выделить три:
- Разрушение дорожного полотна.
- Более частое возникновение аварийных ситуаций, удлинение тормозного пути, плохое сцепление с дорогой на поворотах, засыпанных реагентами (снег и лед на них отсутствуют).
- Возникновение опасности для других участников дорожного движения. Если на 90 км/ч вылетает шип, то его скорость может составить более 160 км/ч. При этом траектория его движения не поддается анализу.
Шины Continental с технологией производства ContiFlexStud
Для перечисленных стран с запретом на шипованную резину компания Continental создала революционные шины. Продажи такой резины стартовали не так давно, да и размерный ряд пока довольно мал. Суть новой технологии в том, что шип покрывается слоем жесткой резины. В результате этого не происходит соприкосновения металла с асфальтом, что предполагает отсутствие повреждения дорожного покрытия.
По словам производителя, подобные шипы не вылетают на высокой скорости, а колеса держат дорогу идеально, независимо от состояния покрытия. Несмотря на то что появились такие шины недавно, вокруг них уже возникают жаркие споры на тему возможности их использования в теплое время года. Большинство специалистов сходится во мнении, что такая резина подвержена проблемам, присущим обычной шиповке или «липучке».
Можно ли ездить на зимних шинах летом, если они изготовлены по подобной технологии? Скорее всего, сотрудник ГИБДД штраф за подобное передвижение не выпишет, но проблемы управления, расхода топлива и быстрого износа резины здесь будут такими же, как и на простых зимних колесах.
Подводя итог изложенной информации
Существует множество способов избежать штрафов за использование резины не по сезону. Однако следует понимать, что в первую очередь подобные действия создают угрозу жизни самого автомобилиста и других участников дорожного движения. К тому же даже при предельно аккуратном вождении за один летний сезон зимняя резина может прийти в негодность, расход топлива будет значительно выше обычного, а ходовую часть автомобиля придется намного чаще ремонтировать. Вот и ответ на вопрос, можно ли ездить на зимних шинах летом. Допустимо, но нерационально, а иногда и опасно. А значит, стоит потратить определенную сумму и приобрести колеса для разных сезонов. В итоге это обойдется дешевле, чем ремонт автомашины после даже небольшой аварии.