Общее понятие управления связано с функцией организованных систем (биологических, технических, социальных) обеспечивать их сохранность, поддерживать режим активности и способствовать реализации цели программы деятельности. При обучении студентов педагогических ВУЗов, управление рассматривается в приложении к образовательным системам: школам, дошкольным учреждениям, центрам дополнительного образования и т.д. Понятие управления не только изучается теоретически и закрепляется с помощью решения управленческих задач на семинарах, но и отрабатывается в рамках педагогической практики. Студенты имеют возможность изучить и описать структуру управления того образовательного учреждения, где они начинают свою педагогическую деятельность, а при проведении отчетности сравнить несколько систем, их структуру и эффективность.
Понятие управления приобретает более конкретное значение, когда изучаются принципы управления, т.е. те устоявшиеся и утвердившиеся идеи, которые определяют направленность соответствующей деятельности:
- Принцип единоначалия и коллегиальности, при котором руководитель учреждения опирается на коллективное решение, привлекая к организации управления всех участников образовательного процесса с помощью совета педагогов, совета учреждения, родителей и т.д.
- Принцип научности, при котором процесс управления выстраивается с опорой на научные знания, результаты исследований и инновации в управленческой сфере.
- Принцип плановости. Здесь понятие управления рассматривается как процесс реализации плана во времени, т.е. становится понятием технологичным с разделением плана на этапы и временные периоды.
- Принцип стимулирования, когда руководитель при работе опирается на все виды стимуляции подчиненных: мотивация, благодарность, похвала, премирование, умеренная фрустрация, конкуренция и т.д.
На занятиях студенты учатся различать понятие управления и руководства системой. Термин «управление» всегда соотносится с какой-либо системой. Последняя же представляет собой совокупность отдельных частей или элементов, которые находятся между собой в закономерной связи. Понятие системы управления означает создание условий не только для сохранения педагогической системы, но и перевод ее в новое, более совершенное качество. Понятие «руководство» включает в себя процесс сохранения и развития отдельного элемента, а не всей системы в целом. Этимология этого термина заставляет обратить внимание на состав слова: «рука» и «водить», что говорит о личностном отношении в структуре отдельных элементов, тогда как управление всегда относится не к субъектам, а к объектам образовательного процесса.
Система образования может быть представлена как совокупность различных образовательных учреждений, деятельность которых объединена общими принципами как государственными, так и образовательными. Сеть образовательных учреждений осуществляет:
- воспитание дошкольников;
- общее среднее образование школьников;
- внешкольное обучение и воспитание детей разного возраста;
- профессиональное научно-техническое образование;
- среднее специальное образование;
- высшее профильное образование;
- переподготовку научно-педагогических кадров;
- повышение уровня квалификации педагогов.
Понятие управления может быть отнесено и к педагогической деятельности, которая организуется в отдельном классе. Педагог должен уметь не только руководить детьми, но и управлять коллективом, учебным процессом. Поэтому в курсе «Управление педагогическими системами» студенты учатся не только управлять учреждением, но и изучают психологию взаимодействия людей в коллективе, приемы регулирования отношений, решения конфликтов, применение различных стилей управления в различных коллективах.