Педагогическая система

 

Педагогическая система – это взаимосвязь таких компонентов, как цель образования, стороны обучения (учитель и ученик), основа, методика и формы учебного процесса и средства. Ключевым моментом любой деятельности учителя является главная задача – воспитание личности, способной к разумным поступкам и стремлению к конечному результату. Педагогическая цель включает в себя нравственные, эстетические, философские и другие аспекты видения совершенного человека и помогает обозначить его предназначение в общественной жизни.

Педагогическая система – это группа людей, которые ставят образовательно-воспитательные задачи перед собой, а затем решают их. Они могут быть выполнены с применением различных методов в воспитательной, образовательной и обучающей деятельности, которые направлены на достижение главных задач в своей творческой работе с детьми.

Педагогическая система включает в себя ряд подсистем. Это все социальные институты, которые выполняют образовательно-воспитательные функции и объединяются в единую образовательную концепцию. Главной подсистемой в образовании является школа. В общеобразовательной системе она состоит из следующих подсистем – гимназия, лицей, колледж и пр. Также создано направление для подготовки учителей-воспитателей для различного рода учебных заведений (специальные и высшие).

Все учебные методы разные по значению и направлению, они отличаются организацией и предназначением. Например, дошкольное воспитание. Основным ее учебным порядком является детский сад, а подсистемой – круглосуточные детские сады, специализированные, для ослабленных детей и др.

Есть авторские педагогические системы, которые были разработаны такими ведущими педагогами, как Я. Коменский, К. Ушинский, Л. Толстой, А. Макаренко и В. Сухомлинский. Это учителя-классики.

Мы рассмотрели системы и подсистемы. Какова их структура? Педагогическая система выделяет четыре взаимосвязанные детали: учителя, ученики, материальная база и средства, а их тесное взаимодействие в результате формирует педагогический процесс. Основная задача воспитательной и методической работы – осуществить те цели, которые ставит общество.

Профессор В. П. Симонов сказал, что существует девять составных частей педагогической системы. Они взаимосвязаны и всегда взаимодействуют друг с другом. К ним относятся цели, а также те, кто осуществляет управление педагогическими системами, и те, кем управляют, связь «субъект – субъекто-объект», деятельность обучения и воспитания и их способы, педагогические приемы, организационные направления обучения и результат всей работы.

Каждая педагогическая система должна выполнять специальные функции и достичь выполнения поставленных целей. Существуют управляющие и управляемые в процессе получения образования. Первые – это воспитатели и учителя, а вторые – те, кого воспитывают. Каждый обучаемый является личностью, он участвует в учебном процессе, проявляя себя, и тем самым происходит личностное формирование и развитие.

Управление педагогическими системами включает в себя ряд принципов – это последовательность в процессе обучения, связь обоснования и управления, объективная и достоверная информация, гуманное и демократическое воспитание и образование. Основное внимание уделяется гласности, так как это основание открытости и получения доступной информации, когда каждый участник воспитательного процесса не только всегда в курсе школьных проблем, но и является членом их обсуждения и решения. Современное образование – не монолог, а диалог между управляющими и управляемыми. Это и есть соблюдение принципа демократичности и правильного руководства обучением.

 

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.