Уже завтра (27 марта 2025 года) выходит одна из самых ожидаемых игр в жанре постапокалипсис - Atomfall. Обладатели расширенного доступа (Deluxe Edition), коим является и ваш покорный слуга, смогли приобщиться к проекту на несколько дней раньше. Да, признаюсь честно, что пока я не прошел сюжетную кампанию целиком, но наиграл больше 20 часов и готов сделать обзор «британского Fallout», чтобы вы имели лучшее понимание, что представляет собой данный проект.
Да это же Fallout London!

Ладно, на самом деле нет. Уж в слишком разных весовых категориях находится фанатская модификация для Fallout 4 и полноценный проект от крупной студии. Однако нельзя не отметить, что атмосфера у игр очень схожа. Ведь в обоих случаях действия разворачиваются в постядерной Британии. Только в Fallout London у нас есть налет ретро-футуризма, а в Atomfall ядерный инцидент произошел в 1957 году, так что научной фантастики здесь гораздо меньше.
Зато есть не совсем серьезный сеттинг. Это вообще стало нормой для игры в жанре ядерного постапокалипсиса: видимо, никто не хочет подходить к этой теме со всей серьезностью. Чего только стоят местные рейдеры, которые то в индейцев вырядятся, то натянут на голову английские цилиндры. Добавьте к этому отнюдь не блеклую и пессимистичную, а довольно яркую и цветастую картинку, и вы получите мир, который буквально кричит о том, что нужно жить на позитиве.
Банальная завязка, но интересная подача

В очередной раз разработчики решили использовать тему амнезии. В реальной жизни люди так часто память не теряют, как ваши герои! Но да ладно, простить это можно, учитывая необычный стиль подачи сюжета. Вы не поверите, но это еще и детектив, в котором можно находить зацепки о том, кто мы и что здесь делаем. Повторюсь, до конца я сюжет не прошел, но на данный момент он очень интригует. Все благодаря тому, что ты можешь наткнуться на подсказки, когда просто исследуешь локации, на которые тебе даже не указывает сайд-квест.
Без преувеличения могу сказать, что механика распутывания паутины лжи и интриг - самая сильная и проработанная часть проекта Atomfall. Вы то и дело будете сталкиваться с моральными дилеммами: предать союзника, чтобы получить ценную информацию, или спасти незнакомца, рискуя упустить возможность внедриться в какую-то группировку? Однако все наши выборы немного теряют вес из-за того, что они не формируют личность главного героя - это лишь варианты развития пути, который приведет вас к концу истории.
Это ни в коем случае не Sniper Elite!

Видно, что разработчики из Rebellion отчаянно пытались сделать игру, которая будет максимально не похожа на их главную франшизу - серию Sniper Elite. Иногда это доходит до абсурда, когда ты видишь переработку механик, которые и так хорошо работали, но зато действительно странные элементы разработчики оставили без изменений. Забавно, что все эти метаморфозы сводятся на нет, когда ты берешь в руки любое огнестрельное оружие. Враги умирают с одного выстрела, а дефицит патронов заставляет тебя тщательно продумывать каждый выстрел.
Как и в Sniper Elite, игрок может «исчезнуть» из поля зрения врагов, если просто зайдет за угол. Подобный стелс выглядит максимально комично в игре с открытым миром: достаточно лечь в высокую траву, и тебя все тут же начинают искать. В Sniper Elite, где у тебя был камуфляж, а поднятие тревоги нередко равнялось провалу миссии, это выглядело уместно. Но в игре с открытым миром нужно было явно делать механику стелса более реалистичной.
Поверхностная система выживания

К сожалению, в плане выживания у игры все не так хорошо. Система крафта ограничена всего несколькими предметами: коктейли Молотова, бинты и временные усилители умений. Модифицировать оружие нельзя - даже банальную оптику или глушитель не установить. При этом мир ломится от обилия ресурсов, так что спустя всего пару часов геймплея вы перестанете их собирать вовсе.
Вся система выживания в Atomfall сводится к редкой необходимости преодоления зон с ядовитым газом, а также бессмысленному сканированию открытых зон металлодетектором. Все это сильно замедляет общий темп игры. Учитывая то, что здесь нет даже радиоактивных дождей, а ночи практически такие же светлые, как и дни, геймплей ощущается слишком плоско и предсказуемо.
Отсутствие вменяемой системы прогрессии

С самого начала Atomfall заявляет тебе, что на ролевую игру он не претендует. Это обычный лутер-шутер по типу Fallout 4. Однако, в отличие от детища Тодда Говарда, здесь практически нет системы прогрессии. Все, чем мы можем довольствоваться, - это навыки, которые зачем-то разблокируются через прочтение найденных книг. Вот только все они предельно банальны: «+10% к уровню сопротивления радиации» или «+15% к скрытым атакам». Ничего такого, что бы позволило создать билд, в игре просто нет.
Таким образом, стиль игры будет у всех примерно одинаков: сражаемся холодным оружием с рядовыми противниками, а в бою с какими-нибудь роботами достаем огнестрел. Все это слишком сильно напоминает The Last of Us. Вот только Нил Дракман смог создать атмосферу выживания, а здесь просто заготовка под будущие проекты. Я могу с точностью утверждать, что данный проект большинство геймеров пройдет раз и больше в него не вернется.
«Развязка» как глоток свежего воздуха

Единственное место, выделяющееся на общем фоне с геймплейной точки зрения, - это подземный лабиринт «Развязка». Данная локация состоит из множества комнат, которые наполнены занимательными головоломками и ловушками. Причем доступ к некоторым местам можно получить только в том случае, если вы обзаведетесь определенными инструментами или пройдете второстепенные задания.
Все это напоминает игры в жанре метроидвания, когда ты должен смириться с тем, что не можешь получить доступ к чему-то здесь и сейчас. Атмосфера мрачных коридоров выполнена на высшем уровне, а случайные встречи с монстрами добавляют элемент разнообразия. Лично у меня в процессе прохождения «Развязки» стали возникать ассоциации с серией игр «Метро» и второй Half-Life.
Визуальный стиль

В плане графики у игры все великолепно - скриншоты об этом говорят весьма красноречиво. Особенно радует то, как художники показали зеленые пейзажи сельской Англии. Вместо выжженной пустоши, к которой мы привыкли со времен игр серии Fallout, перед нами очень уютный мир, который как будто сошел с обложки винтажного журнала. И лишь военная техника, которая иногда попадается тебе на пути, вносит коррективы в данную эстетику.

И при всей этой красоте игра довольно неплохо оптимизирована. Для запуска вам потребуется видеокарта уровня RTX 2060 (6Gb) - один из самых бюджетных видеочипов, которые можно найти на рынке. Процессор i5-9400F или его аналог от AMD прекрасно справится с нагрузкой, а для быстрой подгрузки используйте 16 Gb оперативной памяти. SSD необязателен - хватит и обычного жесткого диска.
Стоит ли покупать Atomfall

Базовая цена проекта Atomfall составляет 50 долларов, а Deluxe Edition обойдется в 70 долларов. Учитывая то, что игра не продается на территории РФ, о региональных ценах без "танцев с бубном" можно забыть. Но даже если бы вам удалось найти ключ за 3-4 тысячи рублей, я бы не рекомендовал спешить с покупкой.
Да, у игры есть некоторые интересные идеи, которые ты бы хотел видеть в современных играх. Но, к сожалению, большую часть задумок разработчики не смогли раскрыть во всей красе. В итоге имеем крепкий середнячок, на один раз прохождения. И то если вы любите тематику ядерного постапокалипсиса.
Поверьте, вы ничего не упустите, если дождетесь скидки в 50%, а лучше 70% через годик-другой. Это не конкурент Fallout или хотя бы S.T.A.L.K.E.R. Это проба пера для студии, которая стала заложницей одной франшизы, но отчаянно стремится выпустить что-то за пределами серии Sniper Elite. Пока получается не слабо.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание