Кафолическая церковь - описание, принципы, особенности и интересные факты

В то время как католицизм чаще всего ассоциируется с верой и практикой католической церкви, возглавляемой Папой Римским, черты кафоличности и, следовательно, термин «кафолическая церковь» также применим к другим конфессиям, таким как Восточная Православная Церковь, ассирийская церковь Востока и т.д. Это также происходит в лютеранстве, англиканстве, а также в независимом католицизме и других христианских вероисповеданий.

Католические витражи

Что такое кафолическая церковь

В то время как черты, используемые для определения кафоличности, а также признания этих черт в других конфессиях, варьируются среди различных религиозных групп, общие атрибуты включают: формальные таинства, епископское государство, апостольскую преемственность, строго структурированное богослужение и другую единую экклезиологию.

Католическая церковь также известна как Римско-католическая - термин используется особенно в экуменических контекстах и ​​в тех странах, где другие церкви применяют слово «католик», чтобы отличить приверженцев этой церкви от более широких значений этого понятия.

В протестантизме

Среди протестантских и родственных традиций кафоличность или соборность используется в смысле указания на самопонимание непрерывности преемственности веры и практики из раннего христианства, как очерчено в Никейском символе веры.

Среди методистов: лютеран, мораван и реформатских деноминаций, термин «кафолический» используется в утверждении, что они «наследники апостольской веры» . Эти деноминации считают себя кафолическими церквями, утверждая, что понятие «обозначает исторический, ортодоксальный мейнстрим христианства, чья доктрина была определена вселенскими соборами и вероучениями», и поэтому большинство реформаторов «обратились к этой кафолической традиции и считали, что они в непрерывности с ней».

Общие черты

Общим убеждением, связанным с кафоличеством, является институциональная преемственность от ранней христианской церкви, основанной Иисусом Христом. Многие храмы или общины идентифицируют себя индивидуально или коллективно как подлинную церковь. В любой тематической литературе излагаются основные расколы и конфликты в христианстве, особенно в группах, которые идентифицируют себя как католики. Существует несколько конкурирующих исторических интерпретаций о том, какие группы вошли в раскол с первоначальной ранней церковью.

Кафолическая фреска

Времена пап и королей

Согласно теории Пентархии, ранняя неразделенная церковь была организована под тремя патриархами: Рима, Александрии и Антиохии, к которым позже были добавлены патриархи Константинополя и Иерусалима. Епископ Рима в то время был признан первым среди них, как это указано, например, в каноне 3 Первого Совета Константинополя (многие интерпретируют «первое», что означает «место среди равных»).

Епископ Рима также считался имеющим право созывать вселенские соборы. Когда Императорская столица переехала в Константинополь, влияние Рима иногда оспаривалось. Тем не менее Рим утверждал особый авторитет из-за своей связи со святыми Петром и Павлом, которые, как все согласились, были замучены и похоронены в Риме, и потому епископ Рима видел себя преемником святого Петра.

Кафоличность церкви: история

Третий Вселенский собор в 431 году был главным образом обеспокоен несторианством, в котором подчеркивалось различие между человечностью и божественностью Иисуса и провозглашалось, что при рождении мессии Дева Мария не могла говорить о рождении Бога.

Этот Совет отверг несторианство и подтвердил, что, поскольку человечность и божественность неотделимы друг от друга в Иисусе Христе, его мать, Дева Мария, является, таким образом, Богородицей, Богоносицей, Матерью Божией.

Первый большой разрыв в Церкви последовал за этим Советом. Те, кто отказался принять постановление Совета, были в основном персидскими христианами и представлены сегодня ассирийской церковью Востока и связанными с ней Церквями, которые, однако теперь не имеют «несторианского» богословия. Их часто называют древними восточными храмами.

Дева Мария и святые

Второй разрыв

Следующий крупный раскол произошел после Халкидонского собора (451). Этот Совет отверг евфийское монофизитство, в котором говорилось, что божественная природа полностью подчинила человеческую натуру во Христе. Этот Совет заявил, что Христос, хотя и был человеком, проявил две природы: «без замешательства, без изменений, без разделения, без раздвоения» и, таким образом, он является полностью Богом и полностью человеком. Александрийская церковь отвергла условия, принятые этим Советом, а христианские церкви, которые следуют традиции непризнания Совета - они не монофизиты в доктрине - называются предхалкидонскими или восточными православными церквями.

Окончательный разрыв

Следующий большой разрыв в христианстве был в XI веке. Многолетние доктринальные споры, а также конфликты между методами церковного правления и эволюция отдельных обрядов и обычаев ускорили раскол в 1054 году, который разделил Церковь, на этот раз между «Западом» и «Востоком». Испания, Англия, Франция, Священная Римская империя, Польша, Чехия, Словакия, Скандинавия, страны Балтии и Западная Европа в целом были в западном лагере, а Греция, Румыния, Киевская Русь и многие другие славянские земли, Анатолия и христиане в Сирии и Египте, принявшие Халкидонский собор, составили Восточный лагерь. Это разделение между Западной и Восточной Церквями называется расколом между Востоком и Западом.

Православная кафолическая церковь

В 1438 году состоялся Собор Флоренции, в котором был проведен диалог, посвященный пониманию богословских различий между Востоком и Западом, с надеждой на воссоединение католической и православной церквей. Несколько восточных церквей воссоединились, составляя некоторые из католических церквей. Их иногда называют православными кафолическими церквями.

Реформация

Еще одно крупное разделение в Церкви произошло в XVI веке с протестантской реформацией, после чего многие части западной церкви отвергли папскую власть и некоторые из учений Западной Церкви того времени и стали известны как «реформаторы», а также "протестанты".

Произошел гораздо менее обширный разрыв, когда после первого Ватиканского собора Римской католической церкви, в котором он официально провозгласил догму о непогрешимости папства, небольшие кластеры католиков в Нидерландах и в немецкоязычных странах сформировали Старокатолическую (Алькатолидскую) церковь.

Трудности терминологии

Использование терминов «кафоличность» и «католицизм» зависит от контекста. В течение времен, предшествующих Великому расколу, это относится к Никейскому Символу веры и особенно к принципам христологии, т. е. к отторжению арианства. Во времена после Великого раскола католицизм в лице католической церкви объединяет Латинскую, Восточно-католические церкви греческой традиции и другие восточные католические приходы.

Литургические и канонические практики различаются между всеми этими конкретными Церквями, составляющими Римскую и Восточную Католические Церкви (или, как называет их Ричард Макбриен, «Причастие католических церквей»). Сравните это с термином «Католикос» (но не католицизмом) по отношению к главе Особой Церкви в Восточном христианстве. Впрочем, значение православной кафолической церкви является скорее номинальным.

Чудо Господне

В католической церкви термин «кафолический» понимается как «охватывающий тех, кто крещен и в общении с Папой».

Таинства

Церкви в этой традиции (например, Российская православная кафолическая церковь) управляют семью таинствами или «святыми мистериями»: Крещение, Подтверждение, Евхаристия, Покаяние, также известное как Примирение, Помазание Божье, Благословение Святых и Братание.

А что с католиками?

В церквях, которые считают себя католическими, таинство считается видимым признаком невидимой благодати Бога. В то время как слово «тайна» используется не только для этих обрядов, но и для других значений со ссылкой на откровения о Боге и о Божьем мистическом взаимодействии с творением, понятие «таинство» (с латыни - «торжественное обязательство») - обычный термин на Западе, который относится конкретно к этим обрядам.

Кафолическая евхаристия

Восточная Православная Церковь придерживается той позиции, что это их общение, которое фактически составляет Единую, Святую, Католическую и Апостольскую Церковь. Восточные православные христиане считают себя наследниками патриархальной структуры первого тысячелетия, которая развивалась в Восточной Церкви в модели пентархии, признанной Вселенскими соборами теорией, которая «продолжает господствовать в официальных греческих кругах до наших дней».

Раскольники против раскольников

В православии кафоличность или соборность церкви играет огромную роль. Со времен богословских споров, произошедших в IX-XI веках, кульминацией которых стал окончательный раскол в 1054 году, восточные православные церкви рассматривали Рим как раскольнический вид, который нарушил существенную католичность христианской веры, введя новые доктрины (см. Filioque).

С другой стороны, модель пентархии никогда не была полностью применена в Западной Церкви, которая предпочла теорию Примаса епископа Рима, отдав предпочтение ультрамонтанству над собором. Название «Патриарх Запада» редко употреблялось папами вплоть до XVI-XVII веков и было включено в «Аннуарио-понтифио» с 1863 по 2005 год, будучи сброшенным и перешедшим в историю, устаревшим и практически непригодным для использования.

Одинокая могила

Восточные православные церкви (коптские, сирийские, армянские, эфиопские, эритрейские, маланкаранские) также поддерживают позицию, что их община составляет Единую, Святую, Кафолическую и Апостольскую церковь. В этом смысле восточное православие поддерживает свои древние экклезиологические традиции апостольства (апостольская преемственность) и кафоличность (универсальность) Церкви. Существует даже Кафолическая православная церковь Франции.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.