Педагогический анализ направлен на то, чтобы изучить продуктивность преподавательской деятельности в разных аспектах. Он помогает выявить положительные и отрицательные моменты, которые возникают в процессе обучения. Во время исследования работы учителя можно выявить отдельные компоненты или их части, чтобы изучать их по очереди. В этой статье мы рассмотрим все аспекты педагогического анализа.
Структура
Таким образом, выделяются основные структурные элементы:
- характер поведения педагогов и учеников;
- формы обучения;
- методы воспитания;
- условия и цели педагогического процесса.
Объединив эти и другие компоненты в единую систему, можно определить, в каком стиле учитель проводил свое занятие.
Педагогический анализ урока
Существует пять основных типов анализа. Среди них важное место занимают:
- Блиц-анализ. Данный этап начинается сразу после окончания занятия. Здесь дается краткая оценка реализации целей, были они воплощены в жизнь или нет. Чтобы учителю понять, насколько эффективно он преподнес материал, он задает ученикам короткие вопросы либо дает небольшое тестовое задание.
- Структурный анализ. Проводится по окончании блиц-анализа. Здесь учитель ставит разные дидактические задачи, в ходе которых формируется проблемная ситуация.
- Аспектный анализ. Направлен на то, чтобы проанализировать отдельный компонент урока.
- Полный анализ. Максимально подробно разбираются все компоненты урока.
- Комплексный. Полностью анализируются формы и методы проведения урока.
Способы педагогического анализа
Главной целью для учителя является изучение состояния и тенденций развития педагогического процесса. Он должен дать объективную оценку результатов своей работы. Кажется, что педагогический процесс носит латентный характер, и внешне он незаметен. Но в то же время он требует максимума интеллектуальных усилий. Он помогает:
- синтезировать педагогические факты и явления;
- систематизировать;
- сравнивать;
- обобщать;
- формировать аналитическое мышление.
В результате особо важную роль играют такие виды анализа:
- Оперативный. Направлен на ежедневный мониторинг текущих результатов, где изучаются основные показатели образовательно-воспитательного процесса.
- Тематический. Включает анализ условий, созданных для жизнедеятельности детей в группе, взаимодействие учеников с родителями, уровень профессиональных знаний педагогов и уровень усвоения детьми программного материала.
- Итоговый. Анализ работы за длительный промежуток времени (квартал, семестр, год).
- Фундаментальный. Проводится самоанализ деятельности во всех направлениях (учебный процесс, воспитательная работа, тематические мероприятия, открытые уроки и т. д.).
- Оперативный. Оценивается то, насколько была эффективной ежедневная учебно-воспитательная работа на протяжении года.
- Параметрический. Направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса. В конце выясняются причины сбоя в образовательном процессе.
Анализ основных методик, который использует учитель
Все, что окружает учителя на уроке, подлежит педагогическому анализу. К этим аспектам относятся:
- результаты обучения;
- особенности отдельного ученика;
- особенности коллектива;
- педагогическая проблема;
- педагогическая ситуация;
- эффективность системы обучения.
В каждом конкретном случае результат будет разным. Но для того чтобы работа была эффективной, был создан единый алгоритм, включающий перечень правил и приемов. Некоторые из них описаны ниже.
Суть теоретико-методического подхода
Если ссылаться на методологию и теорию преподавательской деятельности, то можно определить, насколько эффективным будет педагогический анализ. Вначале разрабатывается гипотетическая проблема, а также способы ее решения. Тот, кто пытается решить предполагаемую проблему, сначала пытается предположить, какими именно причинами она спровоцирована. Ее возникновению могут способствовать:
- неэффективность педагогических технологий;
- ошибки в использовании педагогических методов и приемов;
- слабой подготовкой педагога;
- плохим воспитанием самих учащихся (либо другими факторами).
Чтобы выяснить истинную причину проблем при проведении анализа педагогического опыта, нужно лишь опираться на знание методологии. После выдвинутых предположений данная гипотеза проверяется на практике, и если предположения не подтверждаются, то поиски причин сбоя в работе продолжаются.
В конце составляется план педагогического анализа, в котором детально описано:
- последовательность машинальных действий;
- какой нужно собрать фактический материал;
- поставить четкие вопросы: что, где и когда изучать.
Системно-структурный анализ
Первым делом определяется микро- и макроструктура анализа. В первом случае раскрываются отдельные элементы педагогической проблемы. Во втором — анализируется проблема комплексно, вместе со всеми условиями и факторами. Как пример, к этой проблеме может относиться повышение эффективности самостоятельной работы ученика с помощью педагогических приемов.
В ходе системно-структурного анализа все прорабатывается подробно, чтобы проанализировать мастерство самого специалиста либо проверить знания и навыки, которые усвоили от него ученики.
Педагогическое решение
Такой прием используется для того, чтобы успешно провести психолого-педагогический анализ. Благодаря различным методикам достигается необходимый результат преподавательской деятельности. Он формируется из нескольких приемов.
Первым делом выделяется определенная педагогическая проблема, где подробно изучаются ее компоненты, а также то, каким образом она может решиться. Например, учитель замечает, что его деятельность на определенном этапе неэффективна. После этого он начинает анализировать свои ситуации, таким образом выявляя причины низких результатов своей деятельности. В подавляющем большинстве случаев такой анализ педагогической работы носит научный характер и требует серьезного подхода.
Критерии оценки воспитательного процесса
Чтобы успешно провести анализ педагогической деятельности, необходимо изучить три критерия, которые тесно взаимосвязаны.
Первый подразумевает определение конкретных признаков, которые помогут определить соответствие работы в школе общепринятым меркам. К ним относятся:
- цивилизованность школы;
- нравственность;
- феномен духовности.
Последний признак является самым главным. Если в педагогическом анализе есть духовность, то можно смело утверждать, что школа превращается в храм жизни. Если же ее нет, то ученик может ощущать дискомфорт, а учитель будет хуже справляться со своими обязанностями.
Второй критерий — воспитанность детей. Для выполнения этого параметра педагог-профессионал должен строить свои уроки на том, чтобы нести детям идею добра, истины и красоты. Но не стоит забывать, что в школе учатся дети разных слоев населения, и они могут видеть дома разные неприятные моменты, жизненные сложности во всех ее проявлениях. В первую очередь они связаны с плохим социальным статусом или финансовым положением. Поэтому не все дети станут идеальными, даже если учитель будет относиться к каждому с любовью.
Третий критерий — динамика результата. Здесь отображается процесс и результат, который был получен ранее.