Речь – основной метод общения людей с подобными себе. Когда она по каким-то причинам затруднена, взаимопонимание осложняется не только из-за того, что собеседники не понимают друг друга, но и потому, что сам дефект отвлекает как говорящего, так и слушающего. Чаще всего сложности со звуком «л» возникают у детей дошкольного возраста. Эта проблема из устной речи может перейти в письменную. Поэтому научить своего ребенка выговаривать буквы необходимо еще до школы.
Проблемы обучения детей дошкольного возраста
Насколько непросто обучать детей, может сказать только тот, кто постоянно работает с ними. Зачастую родители, уверенные, что они смогут без проблем самостоятельно научить ребенка произносить все звуки, через некоторое время приходят к выводу, что гораздо проще нанять специалиста, чем заниматься лично. В чем же проблема? Дети только начинают познавать этот мир, а значит, для них важно любое слово ассоциировать с картинкой или предметом. Взрослому и неподготовленному человеку непросто вернуться в мир, где слова имеют только одно конкретное значение. Именно поэтому специалисты-логопеды на своих занятиях зачастую используют иллюстрации, предметы, макеты, видео. Кроме того, все занятия должны иметь исключительно форму игры. Но и игра может наскучить. Так что обучение, как правило, комбинируется из разных видов игры.
Поддержание интереса
Чтобы поддержать в ребенке интерес к занятиям, чтобы уроки давали положительные результаты, специалисты не одно десятилетие трудились над мотивацией детей с дефектами речи к обучению. Самое главное условие – систематичность занятий. Это должны понимать и родители, и дети. Занятия должны проходить в четко обозначенное время, к которому ребенок должен успеть подготовиться, так как любой специалист для закрепления материала обязательно будет давать задание на дом. В этом дома обучающемуся должны активно помогать родители, также выделив для занятий определенное время.
Стоит пояснить ребенку, что занятия время от времени не принесут никаких результатов. И все же, если маленький пациент не настроен заниматься, не нужно преподносить урок как наказание. Это скорее навредит, чем исправит положение. Вовлечь ребенка в учебу проще через игру, которую специалист запросто переведет в обучающую плоскость. Родителям же стоит проконсультироваться с логопедом, каким методом вовлекать свое чадо в занятия дома. Очень продуктивным приемом показала себя автоматизация «л» в стихах. Эти небольшие стишки не всегда имеют какой-либо смысл. Их главная задача – в буквосочетании облегчить произношение звука. Стихотворная форма и рифмы помогают детям запоминать их и повторять после занятий. Иногда проще, если стишок положить на мелодию. Такие песенки детки с удовольствием распевают дома, особенно если их поддерживают родители.
Если же нет очевидного движения вперед, не тоитспоказывать этого ребенку. Нужно хвалить его за любой минимальный успех, чтобы у детей не пропал интерес к обучению.
Знакомство с речевым аппаратом
Очень полезно начать с того, чтобы познакомить ребенка с теми частями его лица, которые помогают ему говорить. Можно предложить посмотреть на себя в зеркало, когда разговариваешь, последить за своей мимикой и предложить угадать, какие части лица помогают говорить? К примеру, брови? Или нос? А может, щеки? Да. А также губы. Но самым главным является язычок. Именно его движения помогают произносить слова. А значит, стоит придумать гимнастику именно для губ, языка и щек. Проводить такую гимнастику нужно в начале каждого занятия в качестве разминки. Можно перед зеркалом, можно друг перед другом. Главное, чтобы ученик не заскучал и не заподозрил, какой это сложный процесс – исправление произношения.
Как правильно ставить язык
Для начала стоит поговорить с ребенком о том, что правильное произношение звуков делает нашу речь красивой и понятной. Без насмешек показать разницу в его выговоре и правильном. Далее нужно объяснить, как правильно поставить язычок, чтобы пошел верный звук. «Язычок напряжен, становится остреньким и прижимается в ямочку между слегка раздвинутыми зубами», - эта фраза, такая понятная для любого взрослого, должна сопровождаться демонстрацией того, как именно это делается, если объясняется ребенку дошкольного возраста. Педагог становится настоящим артистом, добиваясь чистоты звука.
Кроме того, стоит предложить ребенку поиграть своим языком: достать им нос и подбородок, облизнуть правую щеку или левую, вытянуть вперед и втянуть максимально внутрь. По возможности свернуть его трубочкой или завернуть за верхние зубы внутрь. Эти упражнения пригодны для общей разминки.
Что делать с губами
При произношении звука «л» губы нужно раздвинуть в улыбке. Обнажить зубы, чтобы звук был более чистым. Для примера посмотритесь в зеркало сами, улыбнитесь и постарайтесь как можно более внятно и долго произнести звук «л». Предложите повторить это и ребенку. Он должен понимать, что, несмотря на игровой элемент, это очень серьезное занятие. Возможно, для того чтобы добиться результатов, придется много раз сменить тактику преподавания и вновь вернуться к тому, с чего начинали. Но никогда не стоит показывать маленькому пациенту свое разочарование. Лучше придумать гимнастику для губ и щек: выпятить губы и надуть щеки; втянуть губы и щеки; широко улыбнуться, стараясь не обнажать зубы; опустить уголки губ; улыбаться поочередно разными уголками губ. Это лишь примерные упражнения, которые могут быть использованы при разработке речевого аппарата.
Занятия по автоматизации звука «л»
Приступая непосредственно к работе над звуком «л», нужно попросить ребенка сделать несколько упражнений именно для этого звука. Сделать язычок тонким и напряженным, как игла, и вытянуть его вперед. Слегка прикусить самый кончик язычка и снова спрятать язычок. Дальше попросите маленького пациента произнести долгий гласный звук, например, «а». Когда ребенок будет тянуть согласную, предложите ему снова сделать язык иголочкой и попробовать слегка его прикусить. Должен получиться слог «ал». Дальше нужно добиться того, чтобы ребенок прикусил язычок несколько раз. Должно получиться такое «а-ла-ла-ла». Если у ребенка получилось с первого раза, его обязательно нужно похвалить. Если что-то пошло не так, не стоит ему этого показывать. Автоматизация звука «л» в слогах - дело непростое. Это упражнение нужно проговаривать со всеми твердыми гласными, чтобы в памяти ребенка закрепился метод произношения различных слогов с буквой «л».
Трудности произношения звука «л»
Материал автоматизации речевой «л» чаще всего представлен в комплексе с какими-то другими звуками, которые дети произносят с трудом. Однако решение у каждой проблемы свое. Разобравшись с техническим подходом, важно понимать, что произношение ребенка затруднено по определенным причинам, в которых обязательно нужно разобраться. Если это просто неверная постановка языка, к примеру, если язык убирается глубоко в рот и слышится звук «ы», или если для произнесения звука используются губы и слышится звук «ува», то это можно исправить. Однако бывают проблемы, при которых логопед бессилен. Порой только вмешательство хирурга способно исправить речь ребенка. Также зачастую прежде чем начать работу с логопедом, ребенка нужно показать психологу. Только разобравшись в причинах дефекта речи и в возможности его устранения, стоит приступать к занятиям.
Видимые слоги
Автоматизация звука «л» в слогах – очень важный этап обучения. Сложно объяснить звук ребенку, для которого важно визуализировать любую информацию. И все же специалисты и в этой ситуации нашли выход из положения: зарифмовать слоги и нарисовать к ним рисунок. Это называется мнемотехникой. Она очень помогает ребенку запоминать слоги, расширить свою память и начать работу с искусственными ассоциациями. Это очень важный для автоматизации «л» речевой материал.
Достаточно эффективно работают мнемодорожки, которые логопеды используют на своих занятиях. Несколько картинок, глядя на которые, ребенок произносит слоги и зарифмованные с ними слова, связанные по смыслу с рисунками, творят настоящие чудеса.
Ал-ал-ал – я купил пенал.
Ол-ол-ол – я гонял в футбол.
Ил-ил-ил – пять мячей забил.
Ел-ел-ел – песенку запел.
ЛА-ЛА-ЛА – Мила пока мала,
ЛО-ЛО-ЛО – в лодке весло,
ЛУ-ЛУ-ЛУ – шкаф стоит в углу,
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – подметаю сам полы
Автоматизация звука «л» в стихах
Когда слоги закреплены в сознании ребенка, можно перевести его на стихи, в которых повторяются различные слоги со звуком «л». Начинать, естественно, нужно с самого простого – как по произношению, так и по восприятию. Чтобы вовлечь ребенка в процесс обучения, педагоги призвали на помощь современную технику, с помощью которой оживили рисунки. Теперь это может быть видеоряд, в котором звучат логопедические стихи.
Насколько эффективен данный метод, можно поинтересоваться на форумах, где его обсуждают специалисты или ролители. Но дети любят живые картинки. Об этом говорят множественные обучающие программы в виде мультфильмов или картинок-ассоциаций. Они действительно работают и обучают детей.
Автоматизация звука «л» в стихах для детей также остается основным подходом при устранении дефектов в речи. Ниже приведено несколько стихов, которые обязательно понравятся детям со сложностями в произношении звука «л».
Запоминаем простое
Не всегда ребенок будет согласен с педагогом, который прочтет ему два-три стихотворения и предложит их заучить. Автоматизация «л» в стихах может потерпеть неудачу, если ребенку не понравится стихотворение или он не сможет его себе представить. Если не проговаривать желания маленького пациента, можно довести проблему до полного отказа работать над произношением вообще. Упражнения на автоматизацию звука «л» в стихах желательно проводить при полном согласии ученика с методом логопеда. Для этого придется почитать ему книжку с картинками, в которых будет отображено действие героев обучающего стихотворения. Если нет таких книжек, можно составить видеоряд с картинками и под показ прочитать стихи. Такой подход может принести свои плоды во время первых же занятий.
Правильное сочетание букв
Занимаясь автоматизацией «л» в стихах, нужно выбирать такие произведения, где буквы сочетаются более сложным образом, но при этом не затрудняют обучение. Такие слова, как «облако», «клубника», «яблоко», «клубок» понятны для восприятия, произносятся без особых затруднений, при этом включают в себя слоги, отработанные прежде. Более сложные для восприятия слова, например, «благо», «глагол», «глупость» при всей простоте произношения могут привести ребенка в замешательство, потому что объяснить доступно значение этого слова дошкольнику практически невозможно. Для автоматизации «л» в стихах нужно очень тщательно подбирать и тексты, и картинки-ассоциации.
Дядя Михаил коня напоил.
Павел поймал галку.
Папа купил елку.
Стул упал на пол.
Дятел искал жуков.
Отец поехал на вокзал.
Переходим на мягкую
Научив ребенка говорить правильно звук «л», нужно научить произносить его мягко - «ль». Это следующая ступень, которая приведет к правильной речи. Автоматизация «л», «ль» в стихах как метод работает примерно так же, как с одним твердым звуком. Очень хороши для проработки «ль» колыбельные, в которых часто встречаются непонятные, но хорошо воспринимаемые детьми «лю-ли, лю-ли». Или можно использовать детские потешки, где так же часто используются мягкие звуки.
С. Атилла
Лейка, Лейка, поЛивай,
Лук и репка - прорастай!
Лето жаркое настаЛо,
Луж на уЛице не стаЛо!
Н. Пунько
Лисенок спрашивал лису:
"Лисичка, где живет?"
Лиса ответила: "В лесу
Лисичка гриб растет!"
Р. Горенбургова
Лекарь лягушка известна в лесу,
луком лягушка лечила лису,
лапу заклеила ей лоскутом.
Лося лечила лилейным листом.
И. Уханова
Лето. Лес. В лесу резвится
Рыжехвостая Лисица,
Мышку караулит Ласка,
Лунь на Липе щурит глазки
О. Таланова
Летом Л в Лесу гуЛяет
И Лисички собирает.
ПоЛным поЛно ее Лукошко
Грибов. И ягод есть немножко.
Д. Смайлз
Львенок выпиЛ моЛоко,
Спит он сЛадко и Легко.
В ЛюЛьке Львенок засопеЛ,
Сны воЛшебные смотреЛ.
Скороговорки для развития речи
Каждый человек хотя бы раз в жизни пытался произнести какую-то скороговорку. Для обучения это достаточно сложный жанр, который стоит оставить на закрепление материала. Таким образом, автоматизация «л» в стихах и скороговорках будет восприниматься ребенком, как игра в несколько уровней. Чем дальше, тем сложнее. В наш век сплошной компьютеризации дошкольники прекрасно разбираются в уровнях игр. Поэтому построить занятия подобным образом будет самым правильным. Ниже приведены несколько скороговорок, которые помогут деткам отработать вновь приобретенные навыки произношения звука «л».
Около кола колокола.
У Влада кол, на колу колокол.
Палку толкал лапкой Полкан.
Наш Полкан лакал Байкал, да не вылакал.
Наш Полкан попал в капкан.
Вол попал в логово волка.
Зол на золу лозы. Дул на золу лозы.
Колдун долго колдовал в лодке.
Около Лондона логово злого колдуна.
Ласков оскал аксакала.
Ласка-плакса плакала в классе.
Лала ела халву под одеялом.
Нил мыл пол и ныл.
Фекла ела свеклу.
Свекла у Феклы мокла и сохла. Сохла и мокла, пока не поблекла.
Платон плыл на плоту.
Делаем выводы
Сложность работы логопеда очевидна. Именно поэтому услуги этих специалистов стоят так недешево, хотя, как можно убедиться их этой статьи, оправданно. Если за исправление речи возьмется человек, не имеющий специального образования, то, не зная особенностей развития дошкольников, не разбираясь в тонкости методик, не принимая во внимание психологию детей, он может не помочь, а лишь усугубить проблему. Такая экономия может привести к результатам, которые придется с еще большими трудностями исправлять специалисту.
Так как дети – это наше будущее, то не стоит экономить на их здоровье и образовании. А дефект речи, такой милый в начале жизненного пути, может стать для взрослеющего человека самой настоящей проблемой. Для родителей, которые по-настоящему беспокоятся о будущем своих детей, выбор хотя и сложен, но очевиден.