Карасукская культура: описание и история происхождения

Культура Карасук — это название, данное группе обществ бронзового века, которая датируется примерно с 1500 по 800 гг. до н. э. Она сменила андроновскую культуру, из восточной ветви которой произошла.

Карасукская археологическая культура простиралась от окрестностей Аральского моря или Волги на западе до верховья реки Енисей. Остатки этой культуры немногочисленны и в основном связаны с предметами, найденными в захоронениях.

Период этой культуры предшествует скифской культуре, которая во время железного века существовала с 800 до 200 г. до н. э. и в своем развитии имела сходные черты, которые свидетельствуют о преемственности.

Карасукская археологическая культура, которая после того, как она объединилась в окончательную концепцию, была востребована как индоиранцами, так и тюркологами, при этом индоевропейская школа доминировала. В целом, она принадлежит к самой восточной окраине курганской культуры евразийских степей.

фигурка из Карасука

Общая характеристика

Рассматривая кратко карасукскую культуру, можно отметить следующее. С началом I тысячелетия до н. э. взаимоотношения культуры минусинских степей и путей ее развития изменились. Изменение прослеживается в памятниках так называемого карасукского типа, названных так в честь р. Карасук в районе села Батени в Минусинском крае.

Непрерывность развития культуры Карасук от предыдущей афанасьевской культуры четко прослеживается по дизайну кургана и по черепичной кладке гробниц, хотя они отличаются, например, прямоугольным забором из каменных плит, уложенных вертикально в земле.

Надгробная структура карасукского типа, как правило, включает одно захоронение с таким же типом инвентаря, что и в андроновских памятниках. Тип Карасук, однако, выделяется тонкостью отделки и техникой изготовления. Типичными являются сферические сосуды с выпуклым дном довольно высокого уровня мастерства. Их поверхность была глянцевой, иногда окрашивалась и полностью покрывалась геометрическим орнаментом, всегда в верхней части сосуда. Разнообразие форм и характер отделки судов карасукского типа явно свидетельствуют о неординарных технических навыках мастеров. Мастерство бронзы также обнажает характер ремесленничества, демонстрируемый множеством форм и разнообразием их функций и технологии изготовления. Особое место занимают различные формы ножей. Искусство бронзовых работ также изображено на статуэтках животных, часто украшающих их рукоятки.

культура плиточных могил

Развитие

В истории карасукской культуры чрезвычайно важным шагом в развитии экономики стало использование скота не только для производства мяса, но и для молока. Овцы стали основным поставщиком мяса. В погребениях содержатся только их кости, в то время как молочный скот, вероятно, не убивали. Овцы, выращивание которых стало почти основной формой хозяйственной деятельности, одновременно стали культовым животным, что подтверждается находками их изображений, высеченных в камне, часто связанных с изображением солнца.

Образ праматери (полный или бюст) также встречается на каменных памятниках. В минусинской степи найдены сосуды для доения крупного рогатого скота, выполненные в виде вымени животных. Все аксессуары молочного животноводства были связаны с женщинами.

Обилие мясной и молочной продукции, развитие экономики в целом положительно сказались на росте населения и его плотности. Об этом свидетельствуют многочисленные и компактные клановые кладбища карасуков, в рамках которых археологи могут точно определить отдельные структуры, соответствующие семейным единицам. Рост роли отдельной патриархальной семьи и ее имущества связан с появлением знака тамга — знака собственности.

распространение карасукской культуры

Территория

Карасукская культура охватывает территорию Минусинской степи. В центральном Казахстане (аул Дындыбай в Карагандинской области) было исследовано одно захоронение в Карасуке, которое имело специфические местные особенности. Наиболее близкими к минусинскому Карасуку являются аналогичные памятники в верховьях Оби и Томска с ярко выраженными локальными различиями, что побуждает археологов классифицировать эти памятники как отдельные вариации (Томск и Верхняя Обь) культуры Карасука.

Это отделение карасукской территории от той, что ранее была занята андроновской культурой, стало результатом смещения центра тяжести культурных связей на восток. Объекты типа Карасук встречаются на западе не дальше Томска, а на востоке и юге — в республике Тыва, в бассейне р. Селенги и в Китае.

Формирование и влияние

В ходе изучения карасукской культуры ученые не нашли материалы для объяснения причин распада Андроновского союза и восточной «ориентации» Карасука. Трудно раскрыть причины в материалах этого периода. Несомненно, что связи между Южной Сибирью и Центральной Азией, которые начали четко прослеживаться в III веке до нашей эры, возникли не случайно, и им предшествовал период первого знакомства (возможно, путем обмена), все еще в 1000 году до нашей эры. Раскол андроновского племенного союза, отмеченный этапом Карасук, связан с формированием скифской культуры к западу от минусинской территории и гуннской культуры на востоке пару веков спустя. В определенной степени территория Минусинского района в силу своего положения и развития его культуры и экономики была когда-то нейтральной полосой, когда развивалась так называемая Минусинская курганная, или, по другой терминологии, тагарская культура. Это говорит о том, что, хотя на Алтае и в Джети-Су железо уже прочно утвердилось, как обычное явление, бронза на территории Минусинска все еще осталась доминирующей. Минусинцы испытали влияние западной скифской культуры, и только с включением их в систему Великого гуннского государства они вновь занимают вместе с гуннами ведущую позицию в историческом процессе этой области.

карасукский воин, реконструкция

Археологический материал

Могилы Карасука огорожены забором из прямоугольных плит, установленных на поверхности почвы и уложенных в землю в вертикальном положении. Однако на северо-западе Минусинска эти каменные заборы часто возводятся по кругу, что напоминает более старые формы из Афанасьево и Андроново.

Меньшие прямоугольники часто встречаются вокруг большего. В центре этих заборов, под низкой насыпью обычно расположена трапециевидная яма, покрытая и плитами из девонского песчаника.

Скелет, как правило, лежит на спине или слегка повернут влево, голова расположена в более широком основании трапеции.

Инвентарь могил говорит о следующем: мертвые были обеспечены одеждой и едой, которые были необходимы им «в дороге». При этом не было никаких орудий бытовых или военного назначения. Это подтверждается одной характерной особенностью: несколько ножей, найденных в могилах, не находились возле трупов, но возле каждого из них были горшки и кости животных. Скорее всего, эти ножи служили как инструменты, а не как оружие. Умершие были обеспечены не только мясом, судя по найденным костям животных, а также пищей в горшках.

Среди находок карасукской культуры Южной Сибири есть также предмет, по форме напоминающий коромысло. Для чего он был предназначен, до сих пор остается загадкой. Его так и называют: «предмет неизвестного назначения (ПНН) карасукской культуры».

карасукские ножи

Керамика

В могилах было найдено значительное количество сосудов. Их форма полностью отличается от андроновских. У них нет плоского дна. Везде, где встречается типичная форма Карасук, находят сосуды с закругленным дном. В основном, они шаровидные, иногда неправильной формы с прямым горлом средней высоты. Иногда оно слегка расширяется, как в андроновских сосудах.

По мнению исследователей, круглое дно керамических сосудов является специфической особенностью карасукской культуры Сибири.

Основа горловины выделяется очень отчетливо, иногда имеет хорошо заметные украшения. Что касается орнамента, с одной стороны, есть сосуды, которые имеют довольно примитивные, похожие на зубцы, украшения. Иногда поверхность, возможно, обрабатывали просто пучком травы. Один из обычных архаичных узоров — это «сосна» или «елочка». Эти орнаменты известны еще по афанасьевской эпохе. Есть и другие сосуды: с треугольниками, ромбами и поперечными полосами.

Способ изготовления является совершенно новым: сосуды изготавливаются вручную и сформированы из глины с большим количеством песка. Снаружи серо-коричневый, но внутри темного с голубоватым оттенком цвета. Они тонкостенные, а их качество намного выше, чем у предыдущих культур. Возможно, стороны сосудов сплющивали при помощи молотка.

карасукская керамика

Украшения

Помимо гончарных изделий, в могилах карасукской культуры были найдены также украшения и металлические предметы одежды. Среди них подвески в форме ножек из бронзы, которые могли быть заплетены в косичку. На пальцах обеих рук носили кольца. Они были открытыми или перекрытыми, с двухсторонней печатью. Их находили не только в могилах, но и довольно часто среди случайных находок.

Браслеты встречаются трех типов: из проволоки в виде спирали или в виде широких или узких лент. Ленточные в основном ребристые, более широкие образцы, кроме того, украшены точками или розетками.

Маленькие бронзовые трубки являются частью ожерелий и бус. Они довольно часто встречаются в могилах. Иногда они цилиндрические, иногда конические, гладкие или ребристые. Бусы изготовлены из самых разных видов материалов.

Существуют литые бронзовые бусины биконической или бочкообразной формы и из плоских металлических пластин. Также встречаются бусинки из перламутра, и иногда — бусины из свинца. Только в одном случае был найден кусок сердолика.

В то время часто носили нагрудные украшения. Они состояли из куска кожи с маленькими кожаными ремешками, на которых располагались небольшие бронзовые застежки. Другой вид нагрудных украшений представляет собой круглый медный диск с аналогичными ремешками с застежками.

Оружие и инструменты

Образцы ножей, найденные в могилах, не имеют предшественников в андроновских раскопках. Они не отличаются полностью от тагарских ножей, но имеют очень незначительное сходство. Кроме того, карасукские ножи имеют более согнутую форму. Среди них выделяют группу угловых ножей, у которых рукоятка и лезвие образуют тупой угол. Другой характерной чертой этих ножей является рукоятка в форме колпачка, иногда также голова животного. Вторая группа состоит из изогнутых назад ножей. Некоторые исследователи характеризуют эту форму, как S-образную.

Одежда и еда

В том, что касается одежды в карасукской культуре, сохранилось слишком мало тканей, чтобы можно было сравнивать их с другими культурами. Но, по крайней мере, в трех случаях были обнаружены шерстяные ткани. В двух из них переплетение было простым, в третьем — более сложным, так называемая диагональ ткань.

Сохранились также изделия из кожи, в частности чехлы для оружия и инструментов.

Большое значение имеют дары умершим в виде еды. Но поскольку химические исследования не проводились, нет определенных о ее характере.

Кости животных обнаруживались только рядом с сосудами. Однако они были не в каждой могиле: из 290 случаев они были обнаружены только в 63 (22 %).

реконструкция представителя Карасука

Жилище

Знания о поселениях Карасук очень ограничены. К сожалению, нетронутые жилые участки были найдены только в двух местах: рядом с селами Анаш и Батени (так называемые «арки»). В обоих случаях культурный слой был очень тонким. Там встречаются каменные орудия, наконечники стрел и скребки. Найдены также были прокаленные камни, лежащие по кругу, по-видимому, это остатки каминов.

Карасукская скульптура

Это женские фигуры. На некоторых из них лица изображены удивительно реалистично. Иногда на голове встречаются рога быка или оленя или уши животного. В других случаях лица чрезвычайно стилизованы. Некоторые из них пересекают поперечные линии, образующие орнамент. В середине лба встречается изображение третьего глаза.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 2
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
-1
Это не "карасуКская" культура, а "карасуйская", от 'кара-суу' (кырг. 'черная речка'). Кстати, и на коне сидит киргиз в традиционном 'калпаке'. Можете сравнить с картиной Верещагина Киргизский охотник (1871 г.).
Копировать ссылку
Я родилась и выросла недалеко от села Батени. Минусинская степь, широкая и привольная..Всегда свежий ветер..летом пахнет травами..История там ну просто под ногами..хакасы считают эту культуру своей. Хотя, насколько я помню, археологи рассказывали что древние жители были европейцами. На месте будущего моря шли интенсивные раскопки, местное население там работало.Нам читали лекции археологи из Москвы.Вообще местность волшебная.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.