Поднимая вопрос о том, что такое декаданс, следует провести исследование истории появления самого определения. А родилось это понятие во Франции, и переводом его служат слова «упадок» и «разложение». Копнув поглубже, можно найти корень этого слова в латинском обозначении падения. Так что такое декаданс? Кто и куда падает и что разлагается? И вообще, в отношении кого или чего следует употреблять данное понятие?
Оказывается, декаданс – это направление в искусстве. Иногда этим словом называют поведение человека, взгляды которого соответствуют декадансу. Возникло это направление на рубеже между 19 и 20 веками, когда исторический переворот общественной жизни подтолкнул людей творческих к переосмыслению своих творческих позиций. В этот период кризисных общественных явлений среди народа стали бродить упаднические настроения, неприятие жизни вообще, тенденции индивидуализма и чувства безысходности и безнадёжности. Искусство как бы нашло выход в отказе от политической и гражданской жизни общества, решив, что эта позиция – единственно верная, дающая настоящую свободу творчеству. Поэтому на вопрос, что такое декаданс, также можно дать ещё и такой ответ: уход от реальной действительности, отказ от отражения политики и гражданственности в своём творчестве.
Так что же тогда отображают декаденты? Любимые темы в этом художественном направлении – смерть и небытие, тоска по идеалам и духовности, мечта о прекрасном будущем вне действительности. Это направление развивалось в самых различных сферах искусства. Не обошло оно и литературу. Что такое декаданс в литературе?
Многие искусствоведы, рассматривая это направление, употребляют такие термины, как «неоромантизм», «модерн» и «символизм». Но стоит отметить, что все они не могут в полной мере осветить декаданс, являясь зачастую лишь частью общего движения. Считается, что декаданс в литературе восходит ещё к 18 веку, основоположником которого называют Монтескьё, а ближайшим по времени продолжателем – писателя и критика из Франции Дезире Низарда.
Однако многим критикам была не по душе литература подобного рода, и они практически сделали слово «декаданс» оскорбительным, травя Виктора Гюго и романтизм в целом. Однако время показало, что произведения как Гюго, так и приверженца рассматриваемого нами направления Эдгара Аллана По, до сих пор с упоением читаются современными людьми. Не забыты нами и Шарль Бодлер, и Теофиль Готье, которые сделали из слова-оскорбления слово, использующееся как почётный знак.
Они считали декаданс отрицанием «банального прогресса». Среди русских декадентов «старшего поколения» (1880 – 1890 гг.) такие известные поэты и писатели, как А. Добролюбов, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, И. Коневской, Зинаида Гиппиус, Д. Мережковский и «ранний» Брюсов. Модерн в России также представляли предсимволист М. Минский, прозаик Л. Н. Андреев, И. Ф. Анненский.
Впоследствии идеи декаданса положили начало многие другим модернистским течениям в литературе. Они находят отражение у А. Блока и А. Ахматовой, у В. Брюсова и В. Кандинского, у И. Стравинского и многих других, названных ныне классиками русской литературы.
В наше время это течение начинает свой новый виток расцвета. В феврале последнего года прошлого тысячелетия Маруся Климова (писательница) и Тимур Новиков (художник) провели фестиваль декаданса под названием «Тёмные ночи». И это было только началом. В 1005 году в Клубе на Брестской в Москве снова прошёл фестиваль под руководством лидера группы «Бостонское чаепитие» журналиста Владимира Преображенского. Сегодня литературный декаданс отделился от светского, от готических и ретро-сайтов, виртуально очертив в интернете свою аудиторию. «Куртуазный декаданс» в современном мире скоро достигнет популярности декаданса в период его наибольшего расцвета – в конце 18 и начале 19 веков.