Дистанционное образование - метод обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. История дистанционного обучения берет начало в далеком 1979 году, когда в Китае начали использовать теле- и радиокоммуникации для контакта педагогов и учащихся. Технологии далеко продвинулись, и сегодня доступна возможность получения полноценного образования посредством интернета и компьютера в режиме онлайн.
История дистанционного обучения
Конец XVIII века считается началом истории образования на расстоянии. В странах Европы в это время появился термин "корреспондентское обучение", введенный Исааком Питманом - преподавателем стенографии в Великобритании. Слушатели общались с педагогами, получали учебные материалы и сдавали экзамены, прибегая к почтовой связи.
Питман был человеком демократичных взглядов и придерживался мнения, что высшее образование должно быть доступно всем желающим вне зависимости от их религиозных предпочтений, национальности и финансового состояния. Его мировоззрение было перенято американской писательницей Анной Тикнор, создавшей в 70-е годы XIX столетия систему удаленного обучения для женщин. Авторская программа корреспондентской учебы, разработанная Рейни Харпером из Иллинойса, США, пользовалась не меньшей популярностью.
Вскоре учебные заведения заинтересовались методикой образования на расстоянии, и уже в 1892 году в Чикагском университете открылся первый факультет дистанционного обучения.
Удаленное образование в XX веке
До начала XX века почта являлась единственным средством связи, использовавшимся в дистанционном обучении. Развитие технологий и появление телеграфа, радио и телефона, а впоследствии и телевидения привело к тому, что в 50-х появились учебные передачи, не подразумевавшие обратной связи.
Учреждение в Великобритании в 1969 году первого в мире открытого университета стало резонансным событием, благодаря которому методика дистанционного образования сделала огромный шаг вперед. Создатели прогрессивного для своего века учебного заведения старались сделать образование доступным для всех как в плане стоимости, так и в плане отсутствия необходимости в посещении занятий.
Эра персональных компьютеров, начавшая в конце 1980-х, сделала первый шаг к автоматизации образования: для изучения различных предметов стали разрабатываться программы-игры. Следующим этапом стали проекты, создаваемые совместно разными странами. Одним из них, например, стала "Школьная электронная почта" (СССР - США).
Цифры и факты
В истории дистанционного образования основными вехами стали:
- 1906 год - начало почтового обучения в университете штата Висконсин, США.
- 1911 год - на базе Квинслендского университета города Брисбен созданы курсы.
- 1914 год - появление в начальной школе Новой Зеландии, Канаде и Австралии корреспондентского обучения.
- 1939 год - открытие во Франции центра детского образования.
- К 1960 году в СССР существовало 11 "открытых" университетов.
- 1969 год - открытие Open University в Великобритании.
- 1979 год - запуск в университетах Китая образовательных теле- и радио-программ.
Домашнему образованию XX века свойственны отличительные черты, среди которых стоит выделить:
- возможность обучения на всех доступных уровнях - от начального до вузовского;
- широкий список предлагаемых к изучению предметов;
- различные способы обучения - переписка, телевидение, открытые экзамены.
Первые учебные учреждения, работающие по методам дистанционного образования, руководствовались концепциями:
- Обучение слушателей различных возрастов.
- Самообразование.
- Студенты принимают активное участие в формировании учебной программы.
- Индивидуальное обучение.
- Привлечение к программам профессиональных педагогов.
- Открытый и свободный доступ к информации.
- Инновационные методики оценки достижений и деятельности учеников.
Заочная форма обучения была основной в дистанционном образовании и предусматривала поездки учащихся на сессии. Студентам в течение пары недель преподавалось краткое содержание программ и предоставлялись материалы для самостоятельного изучения. Слушатели приезжали в учебное заведение дважды в год для сдачи зачетов и экзаменов.
Дистанционное образование в России
Удаленное обучение в России предполагает несколько уровней:
- Школьный. Среднее образование в России может быть получено тремя способами: онлайн-занятия вкупе с классическими уроками в школе; занятия с преподавателем в специализированных киберклассах; самообразование без стороннего контроля. Такие методы дистанционного обучения доступны не только школьникам, но и взрослым, не получившим аттестат о среднем образовании по разным причинам; лицам, проживающим за границей и находящимся в местах заключения.
- Средний профессиональный. Перечень специальностей, доступных для удаленного обучения, довольно ограничен. По большей части в него входят профессии из области экономики, бухгалтерского учета, менеджмента, компьютерных и информационных систем, гостиничного бизнеса и педагогики. Дистанционное образование в России подразумевает присутствие студента на защите дипломной работы и на государственных экзаменах.
- Высший. Список факультетов с дистанционным обучением в высших учебных заведениях значительно шире, что объясняется богатой материально-технической базой университетов и институтов, позволяющей проводить лабораторные работы, лекции и онлайн-семинары. Студент также обязуется лично присутствовать при сдаче государственных экзаменов и защите диплома.
- Дополнительный. Дистанционные курсы по различным направлениям пользуются немалой популярностью в последнее время. Среди них - профпереподготовка, повышение квалификации, углубление знаний и прочие.
Процесс обучения
Учащемуся по программе дистанционного образования в России необходимо иметь:
- Наличие доступа к высокоскоростному интернету.
- Умение работать с графическими и текстовыми редакторами.
- Электронный почтовый ящик.
- Программы для общения, поддерживающие видеосвязь - например, Skype.
- Web-камеру.
Для получения дистанционного образования в вузах России необходимо пройти процедуру поступления. Если планируется посещение бесплатных курсов, то достаточно изучить информацию и заполнить заявку.
Некоторые образовательные ресурсы не требуют даже регистрации, но и выпускники не получают никаких документов об окончании.
Поступление на платный курс дистанционного обучения включает в себя этап собеседования. Занятия могут начинаться либо в установленные сроки, либо на протяжении всего года по мере набора групп.
Некоторые высшие учебные заведения требуют от студентов, поступающих на факультеты дистанционного обучения, предоставления в приемную комиссию пакета документов:
- оригинал и ксерокопию паспорта;
- документы об имеющемся образовании - диплом об окончании техникума или колледжа, аттестат о среднем образовании;
- фотографии;
- анкета и заявление.
Требования к предоставляемому пакету документов могут разниться в зависимости от конкретного высшего учебного заведения. Полная и достоверная информация опубликована на сайтах вузов, как и анкеты для зачисления.
После принятия абитуриента ему на электронный адрес высылается письмо и квитанция на оплату.
Методы обучения
Как строится образовательный процесс, если учащиеся выбрали не очную или заочную форму обучения (с целью получения высшего образования), а дистанционную? В России, как и во многих других странах мира, применяются различные способы предоставления учебного материала и контроля знаний. На основных из них вкратце остановимся далее.
Лекции
Подача учебного материала осуществляется в виде печатных текстов или электронных, аудио- и видеофайлов. Изучается вся информация самостоятельно. В конце каждой лекции публикуется список вопросов и заданий, правильные ответы на которые открывают доступ к следующему лекционному блоку.
Многие системы дистанционного образования в России включают видеоконференции - лекции в режиме реального времени, в ходе которых преподаватели читают материал и обсуждают его со студентами.
Семинары
Неотъемлемой частью дистанционного обучения любого уровня является проведение семинаров. Процесс подготовки к ним включает изучение заданной темы и подбирают информацию. Онлайн-беседы между преподавателем и студентами более продуктивны, поскольку интернет-соединение обеспечивает связь со всеми участниками разом.
Самостоятельная работа
Центральная роль при дистанционном образовании в России отводится именно самостоятельному обучению. Учащиеся изучают присланные материалы, выполняют практические и лабораторные работы, сдают зачеты и срезы знаний, находят информацию в ходе подготовки к семинарам и лекциям. Грамотное обеспечение необходимой информацией, по мнению методистов, отводит на самостоятельную работу студентов 2/3 нагрузки.
Научные исследования
Написание реферата или курсовой работы требует от студента поиска необходимого материала и его глубокого анализа. Студенты, получающие посредством дистанционного обучения высшее образование в России, консультируются с преподавателем или куратором через интернет. Некоторые дистанционные программы включают личные встречи, во время которых можно получить ответы на вопросах и прояснить непонятные моменты в полученных материалах.
Длительность удаленного обучения
Бытует мнение, что образование через интернет можно получить за небольшой срок. На деле обучение может длиться столько же, как и при заочной учебе: получение второго высшего может отнять 1-3 года.
Экстерном получить (посредством дистанционного обучения) высшее образование в государственных вузах России можно без ухода на каникулы, которые предоставляются студентам на стационарной форме.
Контроль уровня знаний
Все экзамены, зачеты, практические и лабораторные работы сдаются в режиме онлайн: студент дает ответы на вопросы преподавателя в реальном времени в ходе конференции через Skype или аналогичные программы. Иногда контрольные задания высылаются по электронной почте учащимся. Отведенное на их решение и отправку ответов время строго ограничено.
Защита диплома и сдача государственных экзаменов осуществляются только при личном присутствии студента.
Преимущества дистанционного обучения
Высшее образование в вузах России, получаемое на удаленной основе, стало популярным не так давно благодаря своим достоинствам:
- Сроки обучения устанавливаются самостоятельно студентом.
- В основе учебы лежит индивидуальный подход, учитывающий не только жизненные ситуации учащегося, но и его интеллектуальные возможности.
- Время встреч и их длительность выбираются на основании пожеланий студента.
- Доступность всех видов дистанционного обучения.
- Возможность получить диплом любого вуза вне зависимости от его расположения.
- Высшее образование по конкретной специальности могут получить все вне зависимости от социального положения, финансового благополучия и состояния здоровья.
К преимуществам дистанционного высшего образования в России также можно отнести возможность изучения и использования интернет-технологий.
Недостатки
Несмотря на все преимущества, минусы в удаленном методе получения образования все же есть:
- Необходимость в приобретении техники и специального оборудования.
- Нехватка общения с однокурсниками и преподавателями, сказывающаяся на эмоциональной составляющей.
- Недостаток практики.
- Невозможность получения образования в определенных сферах - например, дистанционное медицинское образование в России недоступно.
- Ограничение в устном изложении мыслей.
- Проблема с полнотой и грамотностью составления лекционных материалов.
Появление и развитие дистанционного образования в России дало возможность всем людям получить среднее специальное или высшее образование в удаленном режиме без привязки к определенному региону. Дистанционный формат идеально подходит для получения второго или дополнительного образования.