Дистанционное образование в России: история, статистика и преимущества

Дистанционное образование - метод обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. История дистанционного обучения берет начало в далеком 1979 году, когда в Китае начали использовать теле- и радиокоммуникации для контакта педагогов и учащихся. Технологии далеко продвинулись, и сегодня доступна возможность получения полноценного образования посредством интернета и компьютера в режиме онлайн.

История дистанционного обучения

дистанционное образование вузы россии

Конец XVIII века считается началом истории образования на расстоянии. В странах Европы в это время появился термин "корреспондентское обучение", введенный Исааком Питманом - преподавателем стенографии в Великобритании. Слушатели общались с педагогами, получали учебные материалы и сдавали экзамены, прибегая к почтовой связи.

Питман был человеком демократичных взглядов и придерживался мнения, что высшее образование должно быть доступно всем желающим вне зависимости от их религиозных предпочтений, национальности и финансового состояния. Его мировоззрение было перенято американской писательницей Анной Тикнор, создавшей в 70-е годы XIX столетия систему удаленного обучения для женщин. Авторская программа корреспондентской учебы, разработанная Рейни Харпером из Иллинойса, США, пользовалась не меньшей популярностью.

Вскоре учебные заведения заинтересовались методикой образования на расстоянии, и уже в 1892 году в Чикагском университете открылся первый факультет дистанционного обучения.

Удаленное образование в XX веке

До начала XX века почта являлась единственным средством связи, использовавшимся в дистанционном обучении. Развитие технологий и появление телеграфа, радио и телефона, а впоследствии и телевидения привело к тому, что в 50-х появились учебные передачи, не подразумевавшие обратной связи.

Учреждение в Великобритании в 1969 году первого в мире открытого университета стало резонансным событием, благодаря которому методика дистанционного образования сделала огромный шаг вперед. Создатели прогрессивного для своего века учебного заведения старались сделать образование доступным для всех как в плане стоимости, так и в плане отсутствия необходимости в посещении занятий.

Эра персональных компьютеров, начавшая в конце 1980-х, сделала первый шаг к автоматизации образования: для изучения различных предметов стали разрабатываться программы-игры. Следующим этапом стали проекты, создаваемые совместно разными странами. Одним из них, например, стала "Школьная электронная почта" (СССР - США).

Цифры и факты

дистанционное высшее образование в россии

В истории дистанционного образования основными вехами стали:

  • 1906 год - начало почтового обучения в университете штата Висконсин, США.
  • 1911 год - на базе Квинслендского университета города Брисбен созданы курсы.
  • 1914 год - появление в начальной школе Новой Зеландии, Канаде и Австралии корреспондентского обучения.
  • 1939 год - открытие во Франции центра детского образования.
  • К 1960 году в СССР существовало 11 "открытых" университетов.
  • 1969 год - открытие Open University в Великобритании.
  • 1979 год - запуск в университетах Китая образовательных теле- и радио-программ.

Домашнему образованию XX века свойственны отличительные черты, среди которых стоит выделить:

  • возможность обучения на всех доступных уровнях - от начального до вузовского;
  • широкий список предлагаемых к изучению предметов;
  • различные способы обучения - переписка, телевидение, открытые экзамены.

Первые учебные учреждения, работающие по методам дистанционного образования, руководствовались концепциями:

  • Обучение слушателей различных возрастов.
  • Самообразование.
  • Студенты принимают активное участие в формировании учебной программы.
  • Индивидуальное обучение.
  • Привлечение к программам профессиональных педагогов.
  • Открытый и свободный доступ к информации.
  • Инновационные методики оценки достижений и деятельности учеников.

Заочная форма обучения была основной в дистанционном образовании и предусматривала поездки учащихся на сессии. Студентам в течение пары недель преподавалось краткое содержание программ и предоставлялись материалы для самостоятельного изучения. Слушатели приезжали в учебное заведение дважды в год для сдачи зачетов и экзаменов.

Дистанционное образование в России

дистанционное обучение высшее образование вузы россии

Удаленное обучение в России предполагает несколько уровней:

  1. Школьный. Среднее образование в России может быть получено тремя способами: онлайн-занятия вкупе с классическими уроками в школе; занятия с преподавателем в специализированных киберклассах; самообразование без стороннего контроля. Такие методы дистанционного обучения доступны не только школьникам, но и взрослым, не получившим аттестат о среднем образовании по разным причинам; лицам, проживающим за границей и находящимся в местах заключения.
  2. Средний профессиональный. Перечень специальностей, доступных для удаленного обучения, довольно ограничен. По большей части в него входят профессии из области экономики, бухгалтерского учета, менеджмента, компьютерных и информационных систем, гостиничного бизнеса и педагогики. Дистанционное образование в России подразумевает присутствие студента на защите дипломной работы и на государственных экзаменах.
  3. Высший. Список факультетов с дистанционным обучением в высших учебных заведениях значительно шире, что объясняется богатой материально-технической базой университетов и институтов, позволяющей проводить лабораторные работы, лекции и онлайн-семинары. Студент также обязуется лично присутствовать при сдаче государственных экзаменов и защите диплома.
  4. Дополнительный. Дистанционные курсы по различным направлениям пользуются немалой популярностью в последнее время. Среди них - профпереподготовка, повышение квалификации, углубление знаний и прочие.

Процесс обучения

дистанционное обучение высшее образование государственные вузы россии

Учащемуся по программе дистанционного образования в России необходимо иметь:

  • Наличие доступа к высокоскоростному интернету.
  • Умение работать с графическими и текстовыми редакторами.
  • Электронный почтовый ящик.
  • Программы для общения, поддерживающие видеосвязь - например, Skype.
  • Web-камеру.

Для получения дистанционного образования в вузах России необходимо пройти процедуру поступления. Если планируется посещение бесплатных курсов, то достаточно изучить информацию и заполнить заявку.

Некоторые образовательные ресурсы не требуют даже регистрации, но и выпускники не получают никаких документов об окончании.

Поступление на платный курс дистанционного обучения включает в себя этап собеседования. Занятия могут начинаться либо в установленные сроки, либо на протяжении всего года по мере набора групп.

Некоторые высшие учебные заведения требуют от студентов, поступающих на факультеты дистанционного обучения, предоставления в приемную комиссию пакета документов:

  • оригинал и ксерокопию паспорта;
  • документы об имеющемся образовании - диплом об окончании техникума или колледжа, аттестат о среднем образовании;
  • фотографии;
  • анкета и заявление.

Требования к предоставляемому пакету документов могут разниться в зависимости от конкретного высшего учебного заведения. Полная и достоверная информация опубликована на сайтах вузов, как и анкеты для зачисления.

После принятия абитуриента ему на электронный адрес высылается письмо и квитанция на оплату.

Методы обучения

системы дистанционного образования в россии

Как строится образовательный процесс, если учащиеся выбрали не очную или заочную форму обучения (с целью получения высшего образования), а дистанционную? В России, как и во многих других странах мира, применяются различные способы предоставления учебного материала и контроля знаний. На основных из них вкратце остановимся далее.

Лекции

Подача учебного материала осуществляется в виде печатных текстов или электронных, аудио- и видеофайлов. Изучается вся информация самостоятельно. В конце каждой лекции публикуется список вопросов и заданий, правильные ответы на которые открывают доступ к следующему лекционному блоку.

Многие системы дистанционного образования в России включают видеоконференции - лекции в режиме реального времени, в ходе которых преподаватели читают материал и обсуждают его со студентами.

Семинары

Неотъемлемой частью дистанционного обучения любого уровня является проведение семинаров. Процесс подготовки к ним включает изучение заданной темы и подбирают информацию. Онлайн-беседы между преподавателем и студентами более продуктивны, поскольку интернет-соединение обеспечивает связь со всеми участниками разом.

Самостоятельная работа

Центральная роль при дистанционном образовании в России отводится именно самостоятельному обучению. Учащиеся изучают присланные материалы, выполняют практические и лабораторные работы, сдают зачеты и срезы знаний, находят информацию в ходе подготовки к семинарам и лекциям. Грамотное обеспечение необходимой информацией, по мнению методистов, отводит на самостоятельную работу студентов 2/3 нагрузки.

Научные исследования

развитие дистанционного образования в россии

Написание реферата или курсовой работы требует от студента поиска необходимого материала и его глубокого анализа. Студенты, получающие посредством дистанционного обучения высшее образование в России, консультируются с преподавателем или куратором через интернет. Некоторые дистанционные программы включают личные встречи, во время которых можно получить ответы на вопросах и прояснить непонятные моменты в полученных материалах.

Длительность удаленного обучения

Бытует мнение, что образование через интернет можно получить за небольшой срок. На деле обучение может длиться столько же, как и при заочной учебе: получение второго высшего может отнять 1-3 года.

Экстерном получить (посредством дистанционного обучения) высшее образование в государственных вузах России можно без ухода на каникулы, которые предоставляются студентам на стационарной форме.

Контроль уровня знаний

Все экзамены, зачеты, практические и лабораторные работы сдаются в режиме онлайн: студент дает ответы на вопросы преподавателя в реальном времени в ходе конференции через Skype или аналогичные программы. Иногда контрольные задания высылаются по электронной почте учащимся. Отведенное на их решение и отправку ответов время строго ограничено.

Защита диплома и сдача государственных экзаменов осуществляются только при личном присутствии студента.

Преимущества дистанционного обучения

дистанционное обучение высшее образование россия

Высшее образование в вузах России, получаемое на удаленной основе, стало популярным не так давно благодаря своим достоинствам:

  • Сроки обучения устанавливаются самостоятельно студентом.
  • В основе учебы лежит индивидуальный подход, учитывающий не только жизненные ситуации учащегося, но и его интеллектуальные возможности.
  • Время встреч и их длительность выбираются на основании пожеланий студента.
  • Доступность всех видов дистанционного обучения.
  • Возможность получить диплом любого вуза вне зависимости от его расположения.
  • Высшее образование по конкретной специальности могут получить все вне зависимости от социального положения, финансового благополучия и состояния здоровья.

К преимуществам дистанционного высшего образования в России также можно отнести возможность изучения и использования интернет-технологий.

Недостатки

Несмотря на все преимущества, минусы в удаленном методе получения образования все же есть:

  • Необходимость в приобретении техники и специального оборудования.
  • Нехватка общения с однокурсниками и преподавателями, сказывающаяся на эмоциональной составляющей.
  • Недостаток практики.
  • Невозможность получения образования в определенных сферах - например, дистанционное медицинское образование в России недоступно.
  • Ограничение в устном изложении мыслей.
  • Проблема с полнотой и грамотностью составления лекционных материалов.

Появление и развитие дистанционного образования в России дало возможность всем людям получить среднее специальное или высшее образование в удаленном режиме без привязки к определенному региону. Дистанционный формат идеально подходит для получения второго или дополнительного образования.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.