Для чего люди идут в церковь? Ответ на этот вопрос у каждого свой, как ни странно: за спасением, в поисках духовника, ради спокойствия душевного - всего не перечислить.
С духовниками сейчас туго, поэтому люди отправляются на поиски старцев. Одним из таких был пензенский старец Алексий.
Детские годы
О батюшке-чудотворце известно не так много. На свет появился в 1930 году, при рождении был назван Михаилом. Кроме него в семье еще были брат и две сестры. Одна из них рассказывала, что Мишенька родился очень больным. Он не мог самостоятельно себя обслуживать, даже кормили его из ложки. Говорил с большим трудом, невнятную речь ребенка могла разобрать только мать Анна.
Будущий пензенский старец Алексий родился в семье зажиточной, но ее раскулачили. Когда началась война, отца забрали на фронт - оттуда он не вернулся. Мать Мишеньки осталась с четырьмя детьми на руках. Работала в колхозе, и хотя жила семья очень бедно, Анна всех вырастила.
Начало чудес
Культ пензенского старца Алексия возник еще в 80-ее годы XX века. Все началось со свидетельств его сестры Екатерины. Женщина утверждала, что Мишеньке уже в детстве был дан дар прозорливости, он мог исцелять болящих, предсказывать людям их судьбу.
Когда Мише исполнилось 22 года, он принял решение уехать из дома. Ему явилась Матерь Божья и повелела покинуть край родной. Михаил, по ее словам, должен был стать великим человеком и основать собственный, очень большой монастырь.
Переезд в Пензу
Пензенский старец-схиигумен Алексий переехал в город, где жил у добрых людей. Своего дома у него не было, равно до тех пор, пока не приехала к нему мама. Тогда-то и нашлись благодетели, построившие святому человеку домик. Все это время Миша нес крест проповедничества. Но в силу того, что речь его была очень непонятной, все сказанное переводила мать.
Поселок Победа
Как будущий пензенский старец Алексий очутился в этом поселке, история умалчивает. Но он развернул свою деятельность очень быстро, и мать ему всячески помогала. И дом построили ему, и общину собрали, а потом взялись за строительство храма. В поселок съезжалось множество людей, в основном это были богатые паломники из Москвы и Санкт-Петербурга. Пробыв у старца Алексия Пензенского пару дней, они отправлялись в родные края.
Но не для того чтобы остаться в них навсегда, а чтобы продать имущество и пожертвовать деньги обители святой. Люди возвращались к старцу Алексию с крупными суммами, отдавали деньги на благое дело, жили в общине, но не задерживались в ней надолго. Куда-то потом исчезали, правда, как как сложилась судьба благодетелей, не известно никому.
Строительство храма
В общине был выстроен храм в честь Архистратига Михаила, но есть одна большая проблема - никто не благословлял стройку: архиерей Пензенской области своего разрешения не давал, ибо община не имела канонического общения с РПЦ. Более того, представители Пензенской епархии не могли попасть в алтарь, их просто не пускали. Священники в храме служили, но они не входили в епархиальный клир.
После смерти пензенского старца Алексия, храм был снесен, община расформирована. По этому поводу возникали многочисленные споры, можно ли сносить дом Божий, несмотря на то, что отсутствовало благословение правящего архиерея на его строительство.
Откуда взялось старчество и сан?
С монашеским постригом пензенского старца Алексия возникает ряд вопросов. В одной из книг, изданными его почитателями, утверждается, что пострижен Михаил был в возрасте 30 лет, а чин совершали несколько Глинских старцев. Постриг в схиму был принят в 1992 году, по благословению архиепископа Пензенского и Кузнецкого Серафима. Только выяснилось, что архиепископ никаких благословений не давал, и храм в общине строить не разрешал.
Откуда все это пошло - про постриг и схиму? От матери духоносного старца, которая также при совершенно непонятных обстоятельствах приняла постриг с именем Ангелина. После смерти Анны за Михаилом стала ходить женщина по имени Зинаида, которая считалась в общине монахиней. Но был ли совершен канонический постриг, история умалчивает.
Кончина старца Алексия
Прожил убогий человек Алексий долгую жизнь, умер в январе 2005 года. Вокруг его кончины столько слухов ходило, что читать страшно. Якобы, после того, как Михаил скончался, его руки остались теплыми и мягкими. Об этом свидетельствуют жители общины, которые провожали своего пастыря в последний путь. Нашлись люди, убеждающие остальных, якобы тело усопшего издавало дивное благоухание. Наверное, найдутся и беспокоящиеся о том, когда поднимут мощи пензенского старца Алексия.
Рассказы о прозорливости
В 90-ее годы люди, устав от безбожного рабства, бросились в храмы. Но не учли только одного: каши в собственных головах. Научный атеизм перемешивался с остатками знаний о Боге, сюда же добавлялись новые познания о целителях. Вспомнить Аллана Чумака, хотя бы, который "промывал мозги" доверчивому народу с экранов. Этот человек объявил себя великим экстрасенсом, способным заряжать и очищать воду.
Простой наивный народ ставил банки с водой к телевизору, из которого на них пучил глаза экстрасенс. А люди таращились на него, слушая восхитительную тишину с экранов, и веря в чудодейственную силу заряженной воды. И вся эта дикая смесь из знаний надежно оседала в головах российских граждан. Ею пользовались такие вот Чумаки и пензенские старцы Алексии.
Но мы отвлеклись от главной темы подраздела - предсказаний старца. В книге, изданной в его честь, собраны воспоминания людей о пророчествах Михаила.
Он, конечно же, много говорил о войне. До катакомб дело не дошло, как в другой пензенской общине, но предсказания со всевозможными ужасами были. Одной женщине он сказал, что ей отрежут язык во время войны и будут пытать, вторую "осчастливил" выколотыми глазами, а третью - страшными пытками. И все эти дамы радостно повествуют о предсказаниях батюшки дорогого.
О молитве пензенского старца Алексия - отдельный разговор. Он повелевал приходить к нему на могилу после смерти. Ибо так он помогать станет еще лучше, чем при своей жизни. И молиться о его упокоении не надо, ибо старец - святой. Он ночами молится, к нему приходят святые. Прочитав все это, напрашивается вывод: никаким старцем этот Михаил не был. Доверчивых людей обманывали его мать, переводящая речь сына, а позже и Зинаида.
Книги
Еще при жизни Михаил благословил выпустить несколько книг о себе. Эти книги о пензенском старце Алексии (так звали Михаила после "пострига") разошлись просто огромным тиражом. Дело дошло до того, что в начале 2000-хх годов они попадались даже в православных магазинах.
Одна из них носит название "Дорога к старцу". В ней приведены слова старца Алексия о нынешних священниках. Они не ищут общения со старцами, а значит не спасутся сами и паству свою загубят. Автор четко подводит читателя к мысли: без старца спасение невозможно.
Про учение об ИНН - отдельная история. Якобы этот документ является предвестником печати антихриста. Тем не менее люди уже не одно десятилетие живут с ИНН, в церкви их за это не ругают и от таинств не отлучают.
Еще один интересный момент в книге - о чудесах старца. Он наделен силой от Бога, якобы, и способен творить такие чудеса, о каких простые церковные клирики и не ведают.
Вторая книга под названием "По вере вашей и будет вам..." содержит акафист святому батюшке. И слова, содержащиеся в нем, наводят на мысли о составителе, будто он душевнобольной. Не мог здоровый человек превозносить так того, кто еще не прославлен в лике святых. А в книге его уже прославляют, отношение как к святому.
Отзывы
Если обратиться к отзывам о пензенском старце Алексии, исходящим от православных священников, то все становится понятным. Никакого старчества и в помине не было. Был некий Александр, которому пришла мысль сделать из инвалида старца. На этом можно хорошо заработать, люди потянутся за духовным советом. Александр реализовал свою идею, а что из этого вышло, рассказано выше. Кстати, поселение общины было снесено в 2015 году.
Заключение
Старцев сейчас не сыскать, известные давно уже умерли, а оставшиеся тщательно скрываются. Истинный старец не будет выпячиваться, благословлять написание книг о себе и строить храм без разрешения архиепископа.