Развитие психомоторики особенно важно в младшем школьном возрасте. Это важный период формирования жизненного ресурса малыша, становления его социальности, освоения общественных взаимоотношений, развития личностных параметров, обогащения мировосприятия.
Важные аспекты проблемы
Нарушения психомоторики чаще всего характерны для тех детей, которые отстают от своих сверстников в умственном развитии. К сожалению, далеко не все они посещают детские дошкольные учреждения, поэтому до поступления в школу им не оказывается специальная коррекционная поддержка.
Среди многочисленных функциональных отклонений здоровья самым тяжелым дефектом развития является умственная отсталость. Новые образовательные стандарты, разработанные для детей с ОВЗ, предполагают полную реализацию индивидуального обучения.
Психомоторика — это вовлечение малышей в игру для приобретения необходимых умений и навыков. Задачи индивидуализации и гуманизации образовательного и воспитательного процесса малышей с нарушениями интеллекта требуют от воспитателя подбора специальных методик.
Подразделение
Все виды психомоторики связаны с моторным полем (сферой приложения усилий мышц), сенсорным полем (сферой приобретения информации для реализации усилий мышц), механизмов ее переработки. Для ее реализации необходимы механизмы переработки сенсорной информации и формирования моторных актов.
Психомоторика - это ответная реакция организма на сенсорный сигнал. Выделяют три разновидности реакций:
- простая (мгновенный ответ на знакомый сигнал);
- сложная (действие создается при выборе его из нескольких возможных вариантов);
- сенсомоторная координация (сложные движения на меняющееся сенсомоторное поле).
Психомоторика - это сложная система, внутри которой есть сенсоречевые и идеомоторные. Последние процессы принимают участие в создании автоматизированных приемов в рамках профессиональной деятельности. Сенсоречевые реакции представляют собой речевой ответ на входные сигналы.
Значимость программы
Как должна формироваться психомоторика? Занятия проводятся по специальной программе, составленной на основе теории Л. С. Выготского (о закономерностях нормального и аномального развития ребенка), специфике дефекта и способах его устранения, дифференцированного и индивидуального подхода.
Цель программы - в оптимизации психического развития малышей с определенными отклонениями от нормального развития.
Задачи
Программа «Психомоторика» предполагает решение следующих задач:
- Формирование на базе активации органов чувств нормального восприятия объектов и явлений окружающей реальности в сумме их свойств.
- Корректировка отклонений в познавательной деятельности посредством целенаправленного и стабильного воспитания у детей нормального восприятия величины, конструкции, цвета, специфических свойств предметов.
- Создание пространственных и временных ориентиров.
- Становление голосовых и слуховых координаций.
- Наполнение словарного запаса новыми словами.
- Коррекция проблем в моторике, модернизация зрительной и моторной координации.
- Привитие точности и целенаправленности действий и движений.
Особенности работы
Психомоторика и сенсорные процессы формируются в рамках определенного алгоритма:
- Формирование ЗУН сенсорных эталонов.
- Обучение применению перцептивных (специальных) действий, которые нужны для определения качеств и свойств предмета.
Характеристика деятельности
Психомоторика — это важный вопрос. От целостности восприятия детьми информации зависит их ориентация в мире предметов. Недифференцированность, медлительность, минимальный объем восприятия, проблемы с аналитико-синтетической деятельностью, недостатки памяти — все это свойственно для детей с серьезными интеллектуальными нарушениями. Сенсорное развитие такого малыша существенно отстает от уровня развития здоровых сверстников.
Из-за неправильной работы функции поиска и замедления процедуры переработки информации, поступающей через органы чувств, наблюдается неполное узнавание предлагаемого ребенку материала. Сенсорное развитие малыша с ОВЗ серьезно отстает по срокам, оно осуществляется неравномерно.
Важным условием нормального ориентирования в окружающем мире предметов является целостное восприятие. Психолог И. М. Соловьев отмечает, что для «особых» детей многопредметные участки предстают в виде «малопредметных», так как они теряют из вида множество мелких деталей. Дети с ОВЗ намного позже своих сверстников различают оттенки и цвета, им сложно запоминать промежуточные тона. Сюжетные картины они понимают поверхностно, поэтому часто проявляют агрессию. Ребята быстро устают, характеризуются невысокой работоспособностью, минимальной координацией.
Поисковые действия характеризуются у детей с интеллектуальной недостаточностью хаотичностью, импульсивностью.
Педагог должен включать ребенка в индивидуальную работу, сохраняя все стадии психического развития. Несмотря на то что для детей с ОВЗ ограничены возможности развития интеллекта, коррекционное обучение выстраивается в виде поступательного процесса.
Важные моменты
Отечественные психологи отмечали, что необходимо учитывать реакцию детей на помощь со стороны взрослых людей. Из-за минимальной памяти, узости восприятия информации умственно отсталый ребенок познает окружающий мир с трудом. Необходимо обучить его особенностям наблюдения за объектами, правилам установления связей между свойствами и качествами предметов. Определив для себя некие чувственные мерки (сенсорные эталоны), ребенок сможет обобщать, сравнивать между собой отдельные предметы, делать простейшие выводы.
Программа предусматривает усвоение сенсорных эталонов — совокупности цветового спектра, геометрических форм, величин. В качестве предпосылки развития познавательной активности ребят с умственной отсталостью выступает модернизация функционирования всех вариантов анализаторов: слухового, зрительного, вкусового, тактильного, двигательного, обонятельного.
Для развития сенсорной системы таким детям необходимо покатать, погладить, потрогать предмет (применить сенсомоторные действия). Только в таком случае можно рассчитывать на динамику в развитии. Для этого в программу включаются задания, связанные с обучением навыкам координации движений, улучшения моторики.
Подведем итоги
Характерны для детей с ОВЗ и серьезные отклонения в развитии речи, поэтому педагог использует на коррекционных занятиях приемы, которые существенно облегчают восприятие материала: показывает предметы, произносит стимулирующие реплики, направляет детей с помощью вопросов, создает проблемные ситуации, использует игры. Отдельное внимание педагог уделяет формированию навыков планирования деятельности, контроля сделанной работы, отчета о ее завершении.
Программа предполагает воспитание и развитие детей в разных видах деятельности: ИЗО, игры, аппликации. Длительность занятий не должна превышать 40 минут (в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей).
Строится программа с учетом специфических особенностей эмоциональной и познавательной деятельности, возможностей школьников. Коррекционная работа осуществляется посредством организации музыкально-ритмической, предметно-практической, изобразительной деятельности, конструирования, разных игр и упражнений. Первый этап предполагает проведение обследования, выявление серьезных проблем. Второй этап заключается в дифференциации школьников на группы в зависимости от интеллектуальных способностей. Третий этап — это коррекционные занятия, проводимые на основе календарно-тематического плана.
Педагог, работающий с "особенными" детьми, обращает внимание на подбор темпа усвоения ими программ по различным предметным дисциплинам (русскому языку, математике, физической культуре). Для каждого ребенка составляется собственная развивающая траектория.