Страну Эфиопию знают все, так как она является второй по численности населения среди всех стран Африки и тринадцатой (!) в мировом списке. Не имеет свободного доступа к морю, в некоторых местах отделена от него расстоянием всего в 50 километров. Что известно об этом месте, о людях, о традициях и нравах или, например, какая религия в Эфиопии? Не так уж много. А ведь именно эта непримечательная страна третьей в мире сделала христианство главенствующей религией задолго до того, как оно пришло на территорию славян.
Разделение религий в Эфиопии
На данный момент в стране можно выделить два основных верования:
- Христианство – с 333 года. Около 70 % от общего числа занимают православные христиане, 8-10 % - протестанты, а еще менее - 1 % - католики.
- Ислам – с 619 года.
Только на юге страны, в ее отдаленных уголках, еще можно встретить отголоски древних религий: анимизма и растафарианства, но их процент на фоне общей массы христиан ничтожно мал и продолжает сокращаться.
Православная ортодоксальная церковь
После Осроены и Армении в далеком прошлом король Эзана принял православное христианство, более того, официально сделал его главной религией страны. Она оставалась главенствующей, пока существовал режим монархии в Эфиопии: основную религию не смог сокрушить ни ислам, ни тесно переплетающийся с ним иудаизм, ни древние культы.
Историки и исследователи утверждают, что именно эфиопская церковь является одной из чистейших и древнейших в мире. Сохраняет в себе монофизитское верование как основное, несмотря на то, что в мире религию Эфиопии принято считать сугубо православной. Монашеских орденов до 20 века было несколько, и разделялись они по отношению к природе Иисуса Христа:
- Теуахдо – сторонники этого ордена читали, что Христос неразделим на божественное и человеческое, он един во всех аспектах.
- Евстафиане утверждали, что, наоборот, нельзя считать Иисуса заурядной личностью, как и божеством, он нечто иное, неподвластное осознанию примитивного человеческого разума.
Самым первым епископом православной религии у народов Эфиопии был сириец Фрументий, что, возможно, наложило свой отпечаток на формирование свода правил. До 15 столетия категорически нельзя было запечатлевать божественные образы в искусстве: не было ни икон, ни фресок в храмах, ни скульптур. Утверждают, что это правило отменил император Зара-Якобе, который пожелал украсить яркими фресками храм св. Марии в паломническом центре Лалибела. Довольно длительное время с момента основания православия в Эфиопии «божьи люди» были под началом у Коптской церкви, и только в 1959 году они стали независимыми, а в 1960 году была провозглашена Автокефалия Эфиопской церкви, хотя Коптская ее признала только спустя четыре года.
Отголоски других религий в христианстве Эфиопии
Учитывая то, что православная церковь в средние века была практически изолирована от других из-за популярности ислама в других странах Африки, многие ее характеристики считают максимально приближенными к традиционным:
- Днем Бога считается суббота, а не воскресенье.
- Верующие не употребляют свинину (как в иудаизме и исламе), в дни постов запрещены многие кошерные продукты.
- Практикуется ритуал обрезания у мальчиков, который проходит на восьмой день.
- Эфиопская церковь единственная отвергает Ветхий завет, считая его устаревшим после пришествия Христа на Землю.
Также религия Эфиопии использует свой календарь, в котором 13 месяцев (вместо привычных нам 12), поэтому летоисчисление отличается от григорианского календаря на целых семь лет.
Помимо всех православных праздников, которые ревностно отмечаются верующими, среди народа очень популярен праздник Мескель, который встречают весной: разжигаются большие костры, вокруг которых танцуют люди, совершаются ритуальные омовения в природных водоемах и поются особенные песни. Чем-то этот праздник напоминает Ивана Купала в России.
Анимизм (вера в одушевленность всего в природе)
Этой специфической религии привержены не более 12 % от всего населения страны, в некоторых областях она тесно переплетается с православием: духовенство в христианской Эфиопии имеет не только привычных в общем понимании священников, но и отдельную касту – дэбтеров. Считается, что они являются посредниками между простым людом и миром духов природы, в который также верят многие эфиопы, несмотря на главную религию. Население Эфиопии почтенно относится к святым местам, поэтому на территории храмов, монастырей и земель, к ним прилежащим, запрещено насилие любого рода, даже самого малого зверька либо наоборот дикого зверя никогда не тронут, почтительно обходя стороной.
Дэбтеры выполняют ритуальные службы по задабриванию духов, когда гневается природа, исполняют ритуальные танцы, которые имеют место даже на обычных христианских службах, а также являются лекарями и знахарями для тех, кто просит у них помощи.
Ислам
В настоящее время ислам пользуется теми же правами, что и христианская вера: в 1974 году эти две религии стали равными по закону. На самом деле мусульман в Эфиопии не более 32 % от всего населения, причем большинство из них – сунниты.
Впервые ислам проник на территорию страны в 619 году вместе с курайшитами, которым пришлось бежать из родных земель. По преданию, древние эфиопские правители предоставили убежище пророку Мухаммаду во время его преследований, и с тех пор эта страна получила статус неприкосновенной во время мусульманских войн во имя Аллаха. Начиная с 8 века, ислам как религия Эфиопии стал крепнуть, но так и не смог превзойти христианство, несмотря на многократные попытки некоторых правителей сделать его более значимым для народа. При этом многие мусульманские праздники являются государственными наряду с православными – люди в этом день отдыхают и посещают свои церкви.
Толерантность как залог мирного существования
Религиозная политика Эфиопии построена так, что в стране совершенно не возникают распри по поводу вероисповедания, ни в коем случае не ущемляется право выбора вероисповедания.
Мусульмане, христиане и атеисты чаще всего мирно уживаются друг с другом, спокойно относясь к выбору каждого, чем заслуживают уважение всего мира. Даже небольшие группы анимистов, растафарианцев, иудеев и прочих верований чувствуют себя в полной защищенности, так как в Эфиопии уважительно относятся ко всем религиям. Хотя порой возникают и напряженные моменты.